РП курса внеурочной деятельности КНИГОЛЮБЫ-2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Книголюбы »
общеинтеллектуальное направление
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 4 года (5-8 класс)

п. Висим
2023 год
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Книголюбы »
составлена на основе Рабочей программы Альбетковой Р. И. «Русская
словесность» (Рабочая программа к курсу «Русская словесность» 5-9 классы/
Р.И. Альбеткова — М. Дрофа, 2017) Программа ««Книголюбы» относится к
общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в
рамках ФГОС.
Программа предназначена для достижения планируемых результатов
основной образовательной программы основного общего образования.
Цели курса:
-Развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка

средствами литературы;
-Поэтапное,

последовательное

формирование

умений

читать,

комментировать, анализировать, создавать художественный текст;
-Использование опыта общения с литературными произведениями в
повседневной жизни;
- Воспитание эмоционального отношения к текстам художественной
литературы.
Освоение курса направлено на достижение следующих задач:
− создание условий для развития творческой активности
− помощь в овладении литературным произношением, согласно современным
нормам русского языка;
− развитие речевых и творческих способностей;
− организация художественно-речевой деятельности;
− развитие выразительности речи детей в процессе работы над техникой,
интонацией;

3

Место курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Книголюбы» реализуется на базе 5-8-х
классов с начала учебного года. Данный курс внеурочной деятельности рассчитан
на 34 часа в год, на протяжении всего учебного года 1 час в неделю.
продолжительность - 40 минут
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на детей 11-14 лет, с 5 по 8 класс. Внеурочный
курс «Книголюбы» учитывает возрастные особенности школьников,
Оценочные материалы
Подведение итогов деятельности организуется в форме:
1.

викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
2. создания газет; собственных произведений разных жанров;
3. конкурсов, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
4. проведение олимпиад.
Задания викторины оцениваются баллами.
Количество баллов:
80% -100% - победитель;
79 % - 60% - призер;
менее 60% - участник.
Вопросы викторины приведены в Приложении к программе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет

добиваться

следующих

результатов

освоения

основной

образовательной

программы основного общего образования:
Личностные:
1.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
4

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России

и

человечества;

традиционных

ценностей

усвоение гуманистических, демократических и
многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий

и

профессиональных

предпочтений,

с

учѐтом

устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3.

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5.

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным поступкам;
7.

формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
5

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9.

формирование основ экологической культуры соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения учебных и познавательных задач;
3. умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4.

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
6

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
12. развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
13.

формирование и развитие

экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс - 34 часа
1. Вводное занятие (1час)

Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению
дружеских взаимоотношений.

Руководитель кружка знакомит ребят с

программой правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране
труда.
Формы организации: игры.
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
2. Жанры литературы (1 час)

Знакомство с жанрами литературы: эпосом, лирикой, драмой.
Формы деятельности: познавательные беседы.
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог.
3. Сказка как вид народной прозы (8 часов).

Виды сказок (На примерах конкретных произведений", "Летучий корабль",
"Василиса Премудрая", «Финист- ясный сокол, «Жена- спорщица», «Как лиса
шила волку шубу»). Любимые волшебные сказки. Законы волшебной сказки.
Народная мораль в характере и поступках героев. Вариативность сказок. Герои
бытовых сказок. Сочиним волшебные сказки, сказки о маме и семье. Работа со
словарями фразеологизмов и толковыми словарями.
Формы деятельности: познавательные беседы, практикум, библиотечное
занятие – знакомство с толковыми словарям словарѐм фразеологизмов, поиск
незнакомых слов и определение их значений.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
выразительное чтение по ролям.
4. Рассказы

писателей 20 века(11часов)

Жанр – рассказ. Особенности рассказа.

8

Краткий рассказ о Гайдаре, о его творческом пути. «Сказка о Мальчише –
Кибальчише…»

А.

Гайдара.

Образы

и

картины

военного

времени.

Автобиографичность произведения. Единство человека и природы в рассказах
«На льдине», Про обезьянку». Роль пейзажных картин в произведениях
Житкова, К. Паустовского, В. Бианки. Нравственные проблемы в рассказах о
животных. Особенности рассказов К. Паустовского.
Формы деятельности: познавательные беседы, выставка рисунков,
заочная экскурсия к А. Гайдару, практикум. Игра «Угадай, кто написал»
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
выразительное чтение по ролям, составление устных характеристика героев.
5. Лирика (12 часов)

Лирика, жанровые особенности. Что такое стихотворчество. Тропы. Стихи о
природе и о весне А. С. Пушкина, Ю. Лермонтова. Поэтические образы и
настроения в стихах о природе. Стихотворные произведения о войне.
Формы деятельности:

практикум - анализ стихотворений, урок –

концерт. Викторина «Чьѐ стихотворение»
Виды

деятельности:

ответы

на

вопросы,

устное

иллюстрирование,

выразительное чтение, составление буриме, поэтическая разминка.
6. Итоговое занятие (1час).

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Викторина-эрудит.

9

6 класс - 34 часа
1. Вводное занятие (1час)
Знакомство

с

педагогом.

Игры

на

знакомство,

способствующие

возникновению дружеских взаимоотношений. Руководитель курса знакомит
ребят с программой, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по
охране труда.
Формы организации: игры
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
2. Эпос (22 часа).
Жанры древнерусской литературы. Представление о русских летописях.
Краткий рассказ о писателях: М. Пришвине, Л. Пантелееве, Ю. Олеше.
Рассказы о природе: Д. Мамин - Сибиряк «Рассказы и сказки», С.М Аксаков
«Рассказы о родной природе», М. Пришвин «Рассказы».
Сюжет и композиция произведения.
Мастерство автора в создании образов героев. Нравственные проблемы
произведений. Яркость и самобытность героев. Л. Пантелеев «Рассказы,
сказки». Инсценировка рассказа «Честное слово.
Обсуждение произведения Ю. Олеши «Три толстяка». Любимые герои
произведения Ю. Олеши «Три толстяка». Просмотр

видеофильма по

произведению Ю. Олеши «Три толстяка».
А. Гайдар «Р.В.С.», «Чук и Гек». Викторина «Что я знаю о Гайдаре»
Произведения А. Волкова.
Работа со справочной литературой, словарѐм синонимов.
Знакомство с очерком. Сочиняем рассказы и очерки.
Формы деятельности: познавательные беседы, выставка рисунков,
дискуссия, просмотр видеофильма, проектная деятельность Викторина «Что
я знаю о Гайдаре». Библиотечное занятие. Инсценировка рассказа «Честное
слово».

10

Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
выразительное чтение по ролям, характеристика литературного героя. Отзыв
о прочитанной книге
3. Лирика (5 часов).
Двусложные и трѐхсложные размеры стиха. Знакомство с поэтическим
синтаксисом. Жанры лирики. Читаем стихи С. Маршака.
Стихотворные размеры, рифма.
Библиотечное занятие. Работа со словарѐм синонимов.
Формы деятельности: практикум - анализ стихотворения, Библиотечное
занятие - работа со словарѐм синонимов .
Виды деятельности:

ответы на вопросы, выразительное чтение,

составление буриме, поэтическая разминка.
4. Военная тема (5 часов).
Краткий рассказ о писателях - фронтовиках. Яркость и самобытность
героев. Образы и картины военного времени. К. Симонов «Третий адъютант».
В. Солоухин «Белая трава». Конкурс на лучшее чтение стихов о войне.
Формы деятельности: познавательные беседы, выставка рисунков,
дискуссия, просмотр видеофильма, проектная деятельность. Конкурс на
лучшее чтение стихов о войне.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
выразительное чтение по ролям, характеристика литературного героя,
викторина.
5. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Викторина-эрудит.

11

7 класс - 34 часа
1. Вводное занятие (2 часа)
Знакомство

с

педагогом.

Игры

на

знакомство,

способствующие

возникновению дружеских взаимоотношений. Руководитель кружка знакомит
ребят с программой, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по
охране труда.
Формы организации: игры.
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
2. И снова сказка (5 часов)
История слов вежливости. Литературная композиция «Здравствуйте!».
Рождественские

мотивы

в

сказках.

Особенности

сюжета.

Сочиняем

рождественскую сказку.
Участие в районном конкурсе «Рождественская сказка».
Формы

деятельности:

познавательные

беседы,

практикум.

Библиотечное занятие – работа со словарями. Литературная композиция
«Здравствуйте!». Сочиняем рождественскую сказку.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
выразительное чтение.
3.Конкурсы (4 часа)
Подготовка к городским и районным конкурсам Подготовка к городскому
конкурсу «Герои Отечества – наши земляки».
Подготовка к конкурсу «Алые паруса творчества».
Подготовка к районному конкурсу «Россия – страна мечты».
Участие в конкурсе «Россия – страна мечты».
Формы деятельности: познавательные беседы, практикум
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
Подготовка к защите коллективных проектов.
4.«Тимур и его команда» А. Гайдара (6 часов)
Краткий рассказ о писателе. Знакомство с творчеством Гайдара.
12

Мир детства. Отражение в произведении предвоенного времени. Герой и
его сверстники. Нравственная проблематика рассказа.
Просмотр видеофильма «Тимур и его команда». Отзыв о прочитанной
книге.
Формы деятельности: познавательные беседы, выставка рисунков,
дискуссия, просмотр видеофильма, проектная деятельность.
Виды

деятельности:

иллюстрирование,

участие

выразительное

в

коллективном

чтение

по

диалоге,

ролям,

устное

характеристика

литературного героя. Комментированное чтение произведения «Тимур и его
команда». Отзыв о прочитанной книге.
5. В. Катаев «Сын полка» (8 часов)
Краткий рассказ о писателе. Знакомство с историей создания произведения
В. Катаева «Сын полка» Дети и война – героическая тема произведений о
Великой Отечественной войне. Становление характера Вани Солнцева в
сложных испытаниях. Просмотр видеофильма «Сын полка».
Отзыв о произведении В. Катаева «Сын полка».
Формы деятельности: познавательные беседы, выставка рисунков,
дискуссия, просмотр видеофильма, проектная деятельность, инсценировка.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
выразительное чтение по ролям, характеристика литературного героя,
обсуждение иллюстраций книги. Отзыв о прочитанной книге.
6. Любимые стихи (8 часов)
Понятие о звукописи, рифме, ритме, размере.
Краткий рассказ о поэте К. Симонове и его военной биографии.
Патриотические подвиги людей во время Великой Отечественной войны.
Характеристика героев стихотворения. Обучение анализу стихотворения.
Анализ стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста».
Конкурс «Любимое стихотворение о войне».
Подготовка к конкурсу «Алые паруса творчества».
Викторина по прочитанным произведениям.
13

Формы деятельности: практикум - анализ стихотворения, викторина по
прочитанным произведениям. Конкурс «Любимое стихотворение о войне»
Виды деятельности:

ответы на вопросы, выразительное чтение,

составление буриме, поэтическая разминка, составление кроссворда.
7. Итоговое занятие (1час).
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Викторина-эрудит.

14

8 класс - 34 часа
1.

Введение ( 1 ч).

«Благородные и молчаливые друзья» - книги. Содержание курса
внеурочной деятельности «Книголюбы».
Формы деятельности: эстетические беседы, дебаты о чтении как
непрерывной

и

сложной

работе

восприятия,

памяти,

воображения,

углубляющегося мышления.
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
2. История книги. (10 часов)
Культура человечества. Литература – золотой фонд человечества.
Искусство рождения книги. Я и книга. Я дружу с книгой? Есть ли будущее у
книги? Возникновение книги и библиотек. История материалов для передачи
информации: камень, глиняные таблички, папирус, пергамент.
Первые книги. Появление бумаги. Из чего еѐ делали и где бумага впервые
появилась? Рукописные книги. Александрийская библиотека. Изобретение
первого печатного станка в Германии. Иоганн Гуттенберг.
Развитие книгопечатания на Руси. Иван Фѐдоров. История библиотеки
Ивана Грозного. Путь книги от писательской рукописи до читателя.
Типографское дело. Тираж книги. Антикварная книга. Библия – самая
знаменитая книга на Земле. Викторина по истории книги и книгопечатания.
Формы деятельности: познавательные беседы, проблемно-ценностные
дискуссии, эстетические беседы, дебаты. Викторина по истории книги и
книгопечатания.
Виды деятельности: ответы на вопросы, выразительное чтение,
составление кроссворда
3.Строение книг и периодических изданий (10 часов)
Анатомия книги. Аппарат книги – насколько мы владеем им. Искусство
быть читателем. Кто и как создаѐт книги. Форма книги. Миниатюрные книги.
Буклет. Комиксы. Адаптированное издание.
15

Внешнее оформление книги: обложка, переплѐт, корешок.
Внутреннее оформление книги: текст, страница, иллюстрации. Элементы книги:
титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация.
Искусство книги. Иллюстрирование книги. Известные иллюстраторы.
Укрывшиеся под псевдонимом. Перевод книги: искусство или ремесло?
Художники-иллюстраторы своих произведений: Евгений Чарушин, Владимир
Сутеев. Практическая работа по изученной теме. Викторина «Что ты знаешь о
строении книги?»
Периодические и продолжающиеся издания. Их отличие от книг. Элементы
журнала.
Формы деятельности: познавательные беседы, проблемно-ценностные
дискуссии, эстетические беседы, дебаты, викторина «Что ты знаешь о
строении книги?». Практическая работа деятельность старшеклассника.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование.
Подготовка к защите коллективных проектов.
Справочные издания: словари, справочники, энциклопедии. (10

4.
часов)
Я

и

современная

культура.

Я

и

самообразование.

Свобода

и

необходимость выбора нужной информации. Жизнь и деятельность В.И. Даля.
«Толковый словарь живого великорусского языка». История возникновения
словарей. Виды современных языковых словарей.
Практическая работа № 1. «Отработка навыков пользования словарями»
Назначение и виды справочников. Расстановка материала в справочниках.
Практическая работа № 2. «»Отработка навыков пользования справочниками»
Энциклопедии. Виды энциклопедий: универсальные и отраслевые.
Практическая работа № 3. Отработка навыков по поиску информации в
больших универсальных энциклопедиях». Отработка умения находить нужную
информацию в справочных изданиях (словарях, справочниках и энциклопедиях)
Формы деятельности: познавательные беседы, проблемно-ценностные
дискуссии, эстетические беседы, дебаты, викторины, практическая работа по
16

поиску

информации.

Отработка

навыков

пользования

словарями,

справочниками.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование,
обсуждение иллюстраций книги, использование справочной литературы и
ресурсов Интернета, участие в диалоге.
5. Работа с каталогом и картотекой. (2 часа)
Нужны ли сегодня каталоги? Чтение: искусство или наука? Что, как и зачем
читать? Культура чтения и талант читателя. Почему книголюбы – счастливые
люди? Библиотечный каталог. Виды каталогов. Как пользоваться электронным
каталогом. Практическая работа № 4. «»Отработка навыков по поиску
информации в каталогах». Библиотечные картотеки. Виды картотек.
Практическая работа № 5. «»Отработка навыков по поиску информации в
систематической картотеке статей»
Формы деятельности: познавательные беседы, проблемно-ценностные
дискуссии, эстетические беседы, дебаты, викторины, практическая работа по
поиску информации.
Виды деятельности: ответы на вопросы, обсуждение иллюстраций
книги, использование справочной литературы и ресурсов Интернета.
6. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Викторина-эрудит. (1 час)

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие Задачи работы кружка.

1

2

Жанры литературы

1

Русские народные сказки(8 часов)
3

Здравствуй, сказка

1

4

Виды сказок

1

5

Сочиняем сказки о животных

1

6

Любимые волшебные сказки

1

7

Знаешь ли ты бытовые сказки

1

8

Библиотечное занятие. Работа со словарѐм фразеологизмов

1

9

Сказки, посвящѐнные маме и семье

1

10

Сочиним волшебные сказки

1

Рассказы писателей 20 века (11 часов)
11

К юбилею А.Гайдара

1

12

«Сказка о Мальчише – Кибальчише…» А. Гайдара

1

13

Жанр - рассказ

1

14

Особенности рассказа

1

15

Рассказы Н. Носова

1

16

Носов о детях и для детей

1

17

Рассказы о животных

1

18

Читаем рассказы В. Бианки

1

19

Читаем рассказы Житкова

1

20

Игра «Угадай, кто написал»

1

21

Особенности рассказов К. Паустовского

1

Лирика (12часов)

18

22

Лирика, жанровые особенности

1

23

Что такое стихотворчество

1

24

Тропы

1

25

Подарок - стих маме к 8 Марта

1

26

Мое стихотворение

1

27

Стихи о природе и о весне А. С. Пушкина, , Ю. Лермонтова

1

28

Иллюстрируем стихи

1

29

Викторина «Чьѐ стихотворение»

1

30

9 Мая посвящается – урок - концерт

1

31

Наши прадедушки - ветераны

1

32

Библиотечное занятие. Работа со словарями

1

33

Отзыв о прочитанной книге

1

34

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов

1

каждого воспитанника. Викторина-эрудит.
Итого

19

34 ч.

Тематическое планирование
6 класс
№
1

Тема
Вводное занятие. Задачи кружка

Количество часов
1

Эпос (22 часа)
2

Жанры древнерусской литературы

1

3

Напишем летопись

1

4

Что такое эпос? Жанры эпоса.

1

5

Рассказы о природе

1

6

Д. Мамин- Сибиряк «Рассказы и сказки»

1

7

С.М Аксаков «Рассказы о родной природе»

1

8

М. Пришвин «Рассказы»

1

9

Подготовка к городскому конкурсу «Герои Отечества – наши

1

земляки»
10

Чтение и обсуждение сочинений

1

11

Подготовка к районному конкурсу «Россия – страна мечты»

1

12

Сюжет и композиция произведения

1

13

Л. Пантелеев «Рассказы, сказки»

1

14

Инсценировка рассказа «Честное слово»

1

15

Обсуждение произведения Ю. Олеши «Три толстяка»

1

16

Просмотр видеофильма по произведению Ю. Олеши «Три

1

толстяка»
17

А. Гайдар «Р.В.С.», «Чук и Гек»

1

18

Викторина «Что я знаю о Гайдаре»

1

19

Произведения А. Волкова

1

20

Библиотечное занятие. Работа со справочной литературой

1

21

Отзыв о прочитанной книге

1

22

Знакомство с очерком

1

23

Сочиняем рассказы и очерки

1

Лирика (5 часов)

20

24

Жанры лирики

1

25

Читаем стихи С. Маршака

1

26

Стихотворные размеры, рифма.

1

27

Библиотечное занятие. Работа со словарѐм синонимов

1

28

Поэтический синтаксис

1

Военная тема(5 часа)
29

Подготовка к конкурсу «Один день из жизни…»

1

30

К. Симонов «Третий адъютант»

1

31

В. Солоухин «Белая трава»

1

32

Конкурс на лучшее чтение стихов о войне

1

33

Итоговое занятие. Творческий отчѐт

1

34

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов

1

каждого воспитанника. Викторина-эрудит.
Итого

21

34 ч.

Тематическое планирование
7 класс
№

Тема

1

Вводное занятие. Задачи кружка

2

Жанры литературы

Количество
часов
1
1

И снова сказка (5 часов)
3

История слов вежливости

1

4

Литературная композиция «Здравствуйте!»

1

5

И снова сказка

1

6

Рождественская сказка

1

7

Сочиняем рождественскую сказку

1

Конкурсы (4 часа)
8-11

Подготовка и участие в творческих конкурсах.

4

«Тимур и его команда» А. Гайдара (6часов)

12
13
14

Знакомство с творчеством Гайдара
Выразительное чтение произведения «Тимур и его команда».
Комментированное чтение произведения «Тимур и его

1
1
1

команда».
15

Чтение по ролям «Тимур и его команда».

1

16

Просмотр видеофильма «Тимур и его команда».

1

17

Отзыв о прочитанной книге

1

В. Катаев «Сын полка» (7 часов)
18

Знакомство с историей создания произведения В. Катаева «Сын

1

полка»
19

Выразительное чтение произведения В. Катаева «Сын полка»

1

20

Комментированное чтение произведения В. Катаева «Сын

1

полка»
21

Чтение по ролям произведения В. Катаева «Сын полка»

1

22

Чтение по ролям произведения В. Катаева «Сын полка»

1

23

Просмотр видеофильма «Сын полка»

1

24

Отзыв о произведении В. Катаева «Сын полка»

1

Любимые стихи (8 часов)

22

25

Обучение анализу стихотворения.

1

26

Работа над стихотворением К. Симонов «Сын артиллериста»

1

Беседа о рифме, ритме, размере стихотворения. Понятие о
звукописи
27

Работа над стихотворением К. Симонова «Сын артиллериста»

1

28

Конкурс «Любимое стихотворение»

1

29

Подготовка к конкурсу «Алые паруса творчества»

1

30

Викторина по прочитанным произведениям

1

31

Сочинение « 9 Мая в жизни моей семьи»

1

32

Чтение сочинений « 9 Мая в жизни моей семьи»

1

33
34

Итоговое занятие. Творческий отчѐт
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов

1
1

каждого воспитанника. Викторина-эрудит.
Итого

23

34 ч.

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

Количество часов

Введение (1час)
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24.
25
26
27

24

«Благородные и молчаливые друзья» - книги Чему научит вас
курс внеурочной деятельности «Книголюбы».
История книги(10 часов)
Возникновение книги и библиотек.
Первые книги.
Появление бумаги.
Рукописные книги. Александрийская библиотека.
Изобретение первого печатного станка в Германии. Иоганн
Гуттенберг.
Развитие книгопечатания на Руси. Иван Фѐдоров.
История библиотеки Ивана Грозного.
Путь книги от писательской рукописи до читателя.
Типографское дело. Тираж книги.
Антикварная книга. Библия – самая знаменитая книга на Земле.
Итоговое занятие по истории книги и книгопечатания.
Викторина по истории книги и книгопечатания
Строение книг и периодических изданий – 10 ч.
Кто и как создаѐт книги. Форма книги. Миниатюрные книги.
Буклет. Комиксы. Адаптированное издание
Внешнее оформление книги: обложка, переплѐт, корешок.
Внутреннее оформление книги: текст, страница, иллюстрации.
Элементы книги: титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие, аннотация.
Искусство книги. Иллюстрирование книги. Известные
иллюстраторы.
Кто под псевдонимом?
Перевод книги: искусство или ремесло?
Иллюстраторы своих произведений Е. Чарушин, В. Сутеев.
Практическая работа по изученной теме. Викторина «Что ты
знаешь о строении книги?»
Периодические и продолжающиеся издания. Их отличие от
книг. Элементы журнала.
Справочные издания: словари, справочники, энциклопедии – 10
ч.
Справочные издания нашей библиотеки. Их виды
Словари. Жизнь и деятельность В.И. Даля. «Толковый словарь
живого великорусского языка».
История возникновения словарей.
Виды современных языковых словарей.
Практическая работа № 1.»Отработка навыков пользования
словарями»
Назначение и виды справочников. Расстановка материала в
справочниках.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

28
29
30

31

32
33
34

Практическая работа № 2. «Отработка навыков пользования
справочниками»
Энциклопедии. Виды энциклопедий: универсальные и
отраслевые.
Практическая работа № 3. «Отработка навыков по поиску
информации в больших универсальных энциклопедиях»
Итоговое занятие. Отработка умения находить нужную
информацию в справочных изданиях (словарях, справочниках и
энциклопедиях)
Итоговое занятие. Отработка умения находить нужную
информацию в справочных изданиях (словарях, справочниках и
энциклопедиях)
Работа с каталогом и картотекой - 2 ч.
Библиотечный каталог. Виды каталогов. Как пользоваться
электронным каталогом.
Библиотечные картотеки. Виды картотек.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов

1
1
1

1

1
1
1

каждого воспитанника. Викторина-эрудит.
Итого

25

34 ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина-эрудит.
5 класс
1. Какие жанры вы знаете?
1) Что такое сказка?
2) Виды сказок.
1) Особенности волшебных сказок.
2) Отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных.
3) Определение рассказа.
4) Чем привлекают меня рассказы Н. Носова.
5) Кто писал рассказы о животных?
6) Дать определение стихотворению.
7) Что такое тропы?
6 класс
1) Жанры древнерусской литературы.
2) Что такое летопись?
3) Что такое эпос?
4) Какие рассказы о родной природе вы знаете?
5) Чему учит сказка Ю. Олеши «Три толстяка»?
6) Что вы знаете об А. Гайдаре?
7) Что такое очерк?
8) Назвать стихотворные размеры.
9) Какая бывает рифма?
10) Что такое поэтический синтаксис?
11) Какие произведения о войне вы знаете?
7 класс
1.Назвать жанры литературы.

26

2.Особенности рождественской сказки.
3.Рассказать биографию А. Гайдара.

27

1. Какие произведения А. Гайдара посвящены военной теме?
2. Назвать основных героев произведения Тимур и его команда».
3. Как тимуровцы заботились о ветеранах?
4. Рассказать историю Вани Солнцева.
5. Что такое звукопись?
6. Рассказать о стихотворном размере и ритме.
7. Чему учит нас стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста».
8 класс
- Когда возникли библиотеки?
- Когда появились первые книги?
- Рассказать о появлении бумаги.
- Как развивалось книгопечатание на Руси?
- Рассказать о Библии.
- Кто и как создаѐт книги?
- Как построена книга?
- Рассказать об известных иллюстраторах и переводчиках.
- Виды справочных изданий.
-

Виды современных словарей.

- Виды энциклопедий.
- Виды каталогов и картотек

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».