РП курса внеурочной деятельности Праздник своими руками

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
622970 п. Висим, ул. Мамина – Сибиряка, д. 6, тел. (3435) 47-87-55, тел/факс (3435) 917-191 E – mail: Visim7@yandex.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздник
своими руками»
1 час в неделю (35 часов)
для 9 класса
срок реализации: 1 года

Составители:
Парфѐнова Зинаида Ивановна,
учитель технологии
первой квалификационной категории

п. Висим

Пояснительная записка
Данная программа по внеурочной деятельности составлена на основе возникшей
необходимости. Каждому известно, что такое праздник в школе. К этому дню нужно
успеть многое: объяснить детям, откуда появился этот праздник; выбрать стихи, песни
и танцы или поставить спектакль, тематически соответствующие празднику; разучить
репертуар с детьми, отрепетировать и показать, то есть подготовить с детьми концерт.
Реализация программы строится на формировании практической работы
обучающихся, предполагает проведение концертных выступлений с собранным
фольклорным материалом. Ведущим видом деятельности является развитие
познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Среди отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить следующие
типы:
— религиозные праздники (Рождество);
— народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки);
— государственные праздники (День защиты Отечества, 9 Мая);
— профессиональные (День учителя);
— местные (День города);
— семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой
праздник. Например, у народа ханты не принято праздновать дни рождения после пяти
лет, а у нас их празднуют все, но каждый в свой день);
— коллективно групповые праздники (день рождения группы, выпускной вечер
и т. п.).
Выделенные типы праздников можно условно, с точки зрения их
направленности и масштаба, разделить на две группы — «большие» и «малые».
Религиозные, народные и государственные праздники являются большими,
общими, которые сами могут лежать в основе самостоятельных календарей, например
церковный календарь, народный календарь.
Государственные праздники отмечают основные вехи его становления, сложные
моменты судьбы для всего народа.
Народные праздники — историческое наследие. Народные праздники связаны с
природным циклом, что было важно при переходе от одного
типа трудовой деятельности к другой. Для детей младшего возраста народные
праздники являются механизмом осмысления смены времѐн года и их повторения,
наблюдением за изменением в природе (осенью можно ходить за грибами, собирать
урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах и т.д.).
Профессиональные праздники позволяют выйти за рамки отдельных людей, с
которыми дети непосредственно общаются, увидеть множество людей определѐнных
общими целями и интересами, выполняющие определѐнные функции и обязанности в
обществе.
Календарно событийный цикл «больших» праздников задаѐт форму
идентичности, определяет характер большой исторической общности (т.е. такой
общности, которая существует и живѐт в истории), к которой принадлежит человек.
Благодаря включению детей в эти праздники может происходить приобщение их к
истории, вхождение в неѐ.
Вся жизнь человека, его трудовая деятельность и хозяйственный быт
регулировались реальными условиями - сменой времен года. Со временами года и
трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление, народные праздники,
обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к
земледельческому календарю.
Такие занятия включают в себя инсценировки русских народных песен,
хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народных
праздников и обрядов.
2

Пение в сочетании с танцем и игрой — очень увлекательное занятие,
позволяющее весело и с пользой провести время после учебных занятий.
Цель: расширить кругозор обучающихся, углубить знания детей о разных видах
праздников, приобщить детей к культурному наследию.
Задачи:
Обучающие:

способствовать повышению культурного развития детей;

формировать эффективную речевую и музыкальную деятельность;

корректировать речевые недочѐты;

способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребѐнка;

способствовать углублению и расширению знаний и представлений о
праздниках.
Развивающие:

развивать творческие умения и способности необходимые для
осуществления культурно - досуговой деятельности;

способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления.

способствовать
развитию
коммуникативного
поведения
детей,
обеспечению взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе
гостями и зрителями.
Воспитывающие:

способствовать художественно-эстетическому воспитанию обучающихся.

воспитывать нравственность, патриотизм, любовь к традициям через
участие в культурно - массовых мероприятиях;
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:
культурологический, системный, личностно - деятельностный, компетентностный.
Культорологический подход – призван акцентировать внимание учащихся на
мотивационно - ценностной стороне знаний и информации.
Системный подход - предполагает анализ и проектирование образовательной
среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия аспектов, в их
педагогических,
психологических,
социально-психологических
и
других
характеристиках.
Личностно-деятельностный подход - ориентирует учащихся на активное
усвоение и выработку предметного и деятельностного подхода в формировании
культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как
основы самореализации, самосовершенствования и создания условий личностного
развития ребѐнка.
Компентентностный подход – ориентирован на развитие личности учащегося и
отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного
человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены
как качество его подготовки к социально и личной жизни.
Программа занятий построена таким образом, чтобы дети входили в богатый
мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить
хороводы и разыгрывать содержание песен, играть по правилам.
Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий
характер. Праздничная атмосфера, красота оформления помещений, костюмов, хорошо
подобранный репертуар, участие детей в пении, играх, хороводах, плясках все это
важные факторы успешного проведения праздника. Самое главное, что сам праздник
несет радость всем детям, выполняя основные цели: досуг детей был организован и
3

интересен; работа учащихся активизирована; ребята удовлетворяли свою потребность в
общении.
Принципы:

доступность, познавательность и наглядность

учѐт возрастных особенностей

сочетание теоретических и практических форм деятельности

усиление прикладной направленности обучения

психологическая комфортность
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов и предполагает проведение 1 занятий
в неделю, которые состоят из теоретической и практической части. Способ реализации:
внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части
учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Описание ценностных ориентиров содержания
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не
всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению
самостоятельно организовать своѐ свободное время. Познавательно-творческая
внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников,
что в своей совокупности даѐт большой воспитательный эффект. Программа
рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня
интеллектуального развития и
способностей. Программа
согласуется с
образовательными программами урочной деятельности по предметам "Технология",
"Окружающий мир", "Изобразительное искусство".
1.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
внеурочной
образовательной программы внеурочной «Праздник своими руками» можно считать
следующее:

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям
общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;

формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности
школьников.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные

Ставить вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности, обращаться за помощью;

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

Строить понятные для партнѐра высказывания;
Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в
разных формах;

Передача информации (устным, цифровым способом)

Применение и представление информации
Регулятивные

анализировать свою работу

оценивать уровень владения тем или иным действием;
Учащиеся научатся:
4

— переживать праздник как событие;
— понимать историко-событийные общественные значения праздников;
— различать праздники по их характеру;
— проявлять своѐ отношение к нормам действия;
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов служить организованные праздники, выставки
рисунков и поделок (подарков, открыток) к различным праздникам, участие в минипроектах.
Календарно-тематическое
планирование
внеурочной
деятельности
«Праздник своими руками»
№ п\п

Тема занятия

1

День знаний (вводное занятие)

Колво
часов
1

2

Семейные праздники

1

3

Семейные праздники

1

4

День Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

1

5

День учителя

1

6

День пожилого человека

1

7

Покровская ярмарка

1

8

Покровская ярмарка

1

9

День народного единства

1

10

День рождения осенников, зимников

1

11

День рождения осенников, зимников

1

12

Новый год стучится в дверь

1

13

Новый год стучится в дверь

1

14

Фабрика деда Мороза

1

15

Фабрика деда Мороза

1

16

Праздник «Новый год»

1

17

Рождество

1

18

Крещение

1

19

«Подари улыбку миру»

1

20

День Святого Валентина

1

21

Слава армии российской

1

22

Слава армии российской

1

23

8 марта

1

24

8 марта

1

25
26

Масленица
Масленица

1
1
5

27

Международный день птиц

1

28

День изобретателя

1

29

День рождения весенников и летников.

1

30

День рождения весенников и летников.

1

31

День Победы

1

32

День Победы

1

33

Здравствуй, лето!

1

34

Походы, экскурсии.

1

35

Подведение итогов года

1

5. Материально-техническое обеспечение программы

Мультимедийный комплекс

Раздаточный материал

Музыкальный центр

Художественная и справочная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации «больших» праздников нужно учитывать, что они несут
преимущественно историко - событийно общественное содержание, а их функция —
идентификация. Их содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни
отдельного человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а
значит, в педагогическом пространстве их направленность извне — во внутрь. Это
задаѐт особые требования к типу методик и стратегии их организации. В центре
праздника должны быть «внешние» люди, носители содержания (как например, в
разбираемом нами Дне Победы — приглашенные ветераны войны). Действие же
должно быть устроено так, чтобы сделать для детей доступным это содержание, задать
к нему отношение. Вторая группа — «малые» праздники имеет совершенно другую
направленность. Она, наоборот, связана с кругом событий, которые непосредственно
присутствуют в жизни отдельного человека через его семью, место, где он родился и
живѐт, в группу, в которую он включѐн. Индивидуальное значение и смысл этих
событий даны непосредственно, и действие должно быть направлено в другую, по
сравнению с первой группой праздников сторону — оно должно выводить на
понимание общего смысла этих событий. Направленность этих праздников, «изнутри
— вовне», личное и групповое достижение является значимым для всей общности.
Отсюда и своя стратегия и методики организации. В центре праздника должен быть
сам человек, а действие должно быть направлено на выявление и понимание
общественного, общностного значения его самого и того, что с ним происходит. Для
подготовки и сценирования с детьми праздников необходимо выделить основные
звенья празднично событийного цикла — праздники/события и основную идею,
содержание каждого праздника. Для педагогических коллективов набор праздников и
их содержание могут отличаться в зависимости от типа детско - взрослой общности, еѐ
направленности. Работа по организации праздников в учреждении должна включать
три этапа: подготовку, проведение и понимание проведѐнного праздника. На этапе
подготовки педагогическим коллективом должен быть восстановлен смысл
празднования, а также построен замысел и сценарий празднования, учитывающий
задачу приобщения детей к содержанию празднования. Основная тема праздника
должна пронизывать все занятия, в которые включѐн ребѐнок.
6

Проведение — это этап реализации задуманного, где каждый участник
включается исходя из своего понимания происходящего. Важным требованием при
проведении праздника является «ситуативность». Это означает, что сценарий
праздника должен использоваться как средство в осуществлении какого-либо события,
а не как самоцель.
Если во время празднования происходят отступления от прописанного сценария,
то педагогам их надо постараться обыграть и включить в процесс празднования. Очень
важно сделать празднование не заорганизованным, а событийным. (Вид действия,
место проведения, музыкальное сопровождение, необходимые предметы, участники)
Понимание— это заключительный этап, который является наиболее
важным с точки зрения трѐх составляющих. Понимание праздника происходит через
обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось. Здесь надо выделить
следующие моменты: формирование сознания и постановки отношения к
происходящему: здесь, в первую очередь, должны оформляться впечатления через
обсуждения того, что поняли, пережили, что было главным. Наиболее важным здесь
является обсуждение детей вместе со взрослыми.
Для организации такой работы предлагаем методику «Календарь».
Методика «Календарь»
Для организации работы с детьми необходимо изготовить круг, разбитый на
секторы: времена года, месяцы, дни — символизирующий солнцеворот, изменение
природы. Отмечаемые праздники по их прошествии должны быть отражены в
календаре (отмечены рисунком символом). Перед детьми ставится задача —
обозначить прошедший праздник. Такая постановка вопроса превращается в
коллективное понимание смысла праздника и ответ на вопрос ЧТО ПРАЗДНОВАЛИ и
как этот смысл можно передать в знаке. Такое отображение знака в символ, понятное
каждому ребѐнку в группе, способность объяснить по стороннему лицу смысл символа,
само коллективное порождение символа помимо ориентации в годовом цикле
праздников является педагогической задачей по формированию знаков —
символических способностей ребѐнка.
Часто смысл праздника у ребѐнка появляется не в момент празднования, а на
соотношении праздника и будничных дней. Когда ребѐнок видит расхождение норм в
повседневной жизни, от того что было представлено в празднике, у него появляется
представление о самой норме, еѐ осознание. Для формирования детского сознания
очень важно, как закладывается осознанное отношение к нормам действия. Таким
образом, у детей, с каждым годом должен накапливаться смысл и жизненный опыт.
Анализ произошедших праздников с точки зрения различных групп
участников праздника, за которыми могут стоять различные культурные основания.
Следующим важным требованием к методической стороне организации
праздников в детском образовательном учреждении, является учѐт реального
разнородного состава детско - взрослого коллектива. В праздничном событии общность
должна быть представлена, она должна присутствовать в лице своих реальных
представителей, а не должна изображаться или замещаться рассказом о ней. Ещѐ одним
важным моментом является определение типа участия детей в замысливании,
проведении и обсуждении праздника. Основной вопрос в этой работе — кто должен
быть привлечѐн, как и в какой функции. Конечно, это зависит от того, какие праздники
проводятся, но не хотелось бы, чтобы дети были просто зрителями или исполнителями
того, что придумали взрослые. Способ участия детей должен соответствовать их
возрастным возможностям. Учащиеся могут принимать участие в планировании и
организации как помощники взрослых: чем старше дети, тем больше доверия и
ответственности возлагается на них.
Наблюдение за взрослением детей является также воспитательной задачей, и
педагогу важно понимать, кто может удерживать содержание праздника и участвовать
7

в его инсценировании, кто может организовать других детей, а кто — лишь исполнять
задуманное. Наиболее распространѐнной ошибкой является то, что взрослые
устраивают праздники для детей, а надо всегда учитывать и понимать, как будут в
замысле празднования, проведении и его анализе участвовать сами учащиеся.
Существенным моментом является включение в празднование родителей.
Обычно тип их участия в празднике определяется подготовкой костюмов для своих
детей, а потом просмотром представления, которое дети им демонстрируют.
Включение родителей в замысливание, проведение и анализ празднования также
является одной из важных задач всего педагогического коллектива. Часто при
подготовке к празднику коллектив обнаруживает недостаточность в знаниях и
понимании его культурообразного содержания. В этом случае надо искать людей,
которые являются носителями этого знания. Это является вопросом о границах
актуальной общности. Трудностей может быть много, в том числе и
поликонфессионального, полиэтнического, социального и другого характера.
Преодоление возникающих обстоятельств, наращивание опыта взаимодействия как
внутри, так и вне коллектива и есть одна из составляющих складывания общности, еѐ
зрелости и устойчивости.
Таким образом, работа формирования празднично событийного цикла является
механизмом образования детско - взрослого сообщества. Формирование календарного
праздничного цикла должно быть связано с образованием микро-региональной
общности вокруг образовательного учреждения. Поэтому тематика праздников может
меняться.

8

Учебно-методическая литература
1.
Алдошина М. И. Проведение Фольклорных Праздников в школе.
Издательство: Педагогическое общество России Год: 2005
2.
Коваленко Т. Организация и проведение школьных праздников
Издательство: АСТ,
НКП
Год: 2008
3.
Кочурова С. Большая книга школьных праздников. Издательство:
Академия Развития Год: 2008
4.
Ларина О. Встречаем Новый год и Рождество Издательство: НиолаПресс, Год: 2010
5.
Локалова М.С. Праздник в подарок: Сборник материалов для успешной
организации праздников в школе, в кругу семьи Год: 2001
6.
Лыкова И.А., Шипунова В.А Азбука безопасного общения и поведения.
Учебно-методическое пособие. Издательство: Цветной мир Год издания: 2013
7.
Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности.
(Родиноведческий подход). Издательство: Детство-Пресс Год издания: 2012
8.
Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М, 1998. - 222
с.
9.
Нищева Н.В. Веселые диалоги для развития выразительности речи детей
с 2 до 8 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Разработано в соответствии с ФГОС.
Издательство:
Детство-Пресс
Год издания: 2014
10.
Новиков С. Веселые сценарии ко всем праздникам Издательство: АСТПресс СКД Год: 2005
11.
Новоселова Н.А. Любимые домашние праздники: 5000 советов по этикету
и проведению праздников и застолий в кругу семьи Новоселова Н.А. Издательство:
Владос
Год: 2000
12.
Орлов, ГЛ. Букреев А.Б. Активный отдых как фактор развития личности.
- М., 1991. - 222 с.
13.
Пацюк Е.К. Как появились праздники? Истории возникновения, сценарии
и
организация
празднования.
Издательство: Феникс
Год: 2007
14.
Плужникова О.А. Любимые праздники нашего класса. Новый год, 8
Марта,
День
знаний
и
другие.
Издательство: Академия
Развития
Год: 2009
15.
Совместные праздники для школьников и родителей под ред.Кагальницкой Е. Издательство: Глобус Год: 2007
16.
Чижиков
В.М. Методическое
обеспечение
культурно-досуговой
деятельности. - М., 1991. - 332 с.
17.
Шестакова В. И. Праздники и развлечения для дошкольников и младших
школьников. Издательство: Владос Год: 2004
18.
Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. Издательство:
Сфера
Год издания: 2015
Интернет – ресурсы:
История возникновения праздников:
http://holiday.web-3.ru/history/
http://anabaptist.ru/obmen/hystory/ist4/files/articles/Hollydays/Istoria_prazdnikov.htm
l
http://pozdravdruga.ru/istoriya-prazdnikov.html
9

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_праздников_России
Сценарии, игры, развлекательные программы:
http://korporativus.com/school_events/rus/igri_dla_detskih_prazdnikov.html
http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4klasov
http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/prazdniki-dlja-mladshih-shkolnikov
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/01/12/stsenariiprazdnikov-v-nachalnoy-shkole
http://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/scenari-prazdnikov-i-razvlechenii-v-nachalnoishkole
http://www.proshkolu.ru/user/mixmix11/folder/122536/
http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/kalendar_znamenatelnykh_dat_na_2015_2016_uche
bnyj_god/0-303
Календарь
знаменательных
дат.
http://www.apatitylibr.ru/index.php/component/content/article/1977
http://www.rusevents.ru/rating/
Музыкальное сопровождение:
http://nsportal.ru/audio/audio/minusovki-fonogrammy/2010/09/sayty-s-minusovkamidetskikh-pesen
http://x-minus.org/theme/1/
http://www.miroslava-folk.ru/school-audio

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».