РП курса внеурочной деятельности Почемучка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
Управление образования администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 7

Программа внеурочной деятельности
«Почемучка»
Направление программы : интеллектуальное
Возраст школьников: 1-4 классы

посѐлок Висим 2023

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка ……………………………………………….….. 3
2. Учебно-тематический план. ………………………………………….….. 8
3. Содержание программы……………………………………………...…. 10
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы ……………………………………………………………...... 12
5. Список литературы …………………………..…………………………. 13
6. Приложение ……………………………………………………………… 14

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Почемучка» реализует
научно-познавательное направление
во
внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего
образования.
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы
говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие
нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают
вопросы обо всѐм. Вселенная, мир, природа, народы и их культура, история,
искусство, наука и техника – всѐ вызывает множество вопросов «Почему?».
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В
этот период закладываются основы личностной культуры. Школьник в этот
период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям
как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения,
которыми он пользуется.
Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает
вопросы, формирующие у учащихся способности к целевому причинному и
вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в
выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного,
удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по
отношению к природной и социокультурной среде.
Курс «Почемучка» является составной частью системы начального
естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как
дополнение к курсу А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» и вводит учащихся
в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая
естественным для младшего школьного возраста интересам детей, учитывая
их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает
перспективу жизни, дарящую радость познания, счастье открытий. В целом
курс «Почемучка» позволяет раскрыть воспитательный и развивающий
потенциал природоведческих знаний, создаѐт благоприятные условия для
продолжения естественнонаучного образования в классах второй ступени
обучения.
Основными направлениями курса являются развитие личности ребѐнка,
расширение представлений младших школьников яркими иллюстративными
примерами, запоминающимися фактами, развитие познавательного интереса,
расширение кругозора.
Программа
курса
проектной
деятельности
«Почемучка»
является
образовательной и ориентированной на достижение результатов определѐнного
уровня (1-й класс – первый уровень, 2-3-й классы – второй уровень, 4-й класс –
третий уровень)
Первый уровень
результатов
(1 класс)

Второй уровень
результатов
(2-3 класс)
3

Третий уровень
результатов
(4 класс)

предполагает
приобретение
первоклассниками
новых знаний и
духовнонравственных
ценностей,
которые учащиеся
получат
вследствие
участия
в
экскурсиях,
экологических
акциях,
играх,
выставках,
конкурсах
рисунков и т.д.

предполагает
получение
учащимися
опыта
переживания и позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества,
ценностного отношения к
социальной реальности в
целом. Это взаимодействие
обучающихся между собой
на
уровне
класса,
образовательного
учреждения,
т.е.
в
защищѐнной, дружественной
социальной среде, в которой
ребѐнок получает первое
практическое подтверждение
приобретѐнных социальных
знаний, начинает их ценить,
участвуя в экологических
праздниках,
в
заочных
путешествиях по родному
краю.

предполагает получение
обучающимся начального
опыта самостоятельного
общественного действия,
формирование
у
младшего
школьника
социально приемлемых
моделей поведения. Для
достижения
данного
уровня
результатов
особое значение имеет
взаимодействие
обучающегося
с
представителями
различных
социальных
субъектов в открытой
общественной среде. С
этой целью спланированы
презентации
экологических проектов.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность
направлена на обеспечение принятие законов существования в природе и
социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе,
детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему
живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к
жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от
предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;
позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется
малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Программа охватывает различные области природоведческого знания,
сохраняет своѐ значение воспитательная направленность проводимых
занятий, связанная с развитием у обучающихся основ любознательности и
экологической ответственности. В рамках программы курса создаются
условия для самореализации и саморазвития каждого обучающегося на
основе его возможностей как в учебной, так и во внеурочной
деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные
потребности обучающихся, предоставив им право на творческое
применение.
Цель курса: формирование основ экологической грамотности обучающихся
начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей
среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края,
активной экологической позиции у порастающего поколения.
Задачи курса:
4

 расширение экологических представлений младших школьников,
формируемых в курсе «Окружающий мир», их конкретизация,
иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров,
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
 расширение кругозора учащихся через изучение материала,
выходящего за рамки учебной программы с учѐтом их интереса,
раскрытие
воспитательного
и
развивающего
потенциала
природоведческих знаний, создание благоприятных условий для
продолжения естественнонаучного образования в дальнейшем;
 воспитание у учащихся младших классов любви к родной природе:
растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то,
что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной
деятельности человека;
 последовательное приобщение обучающихся к самостоятельной
работе с различными источниками информации (чтение научнопознавательной
литературы,
посещение
музеев,
просмотр
телевизионных передач о природе и т.д.);
 обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность
учащихся по изучению и охране окружающей среды;
 развитие коммуникативной компетентности;
 создание условий и обеспечение возможностей для раскрытия и
развития способностей обучающегося и развития его творческой
активности;
 выявление способностей одарѐнных детей в рамках предмета
«окружающий мир», развитие интереса к проблемам окружающей
среды и экологии.
 Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе
следующих принципов:
 усложнения содержания учебной деятельности;
 паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;
 доминирование мыслительных операций над информационной
насыщенностью;
 ориентация на потребности обучающегося;
 максимальное расширение круга интересов;
 ориентация
на
соревновательность,
актуализация
лидерских
возможностей обучающихся.
Успешное решение вышеперечисленных задач позволит учащимся приобрести
опыт ведения дискуссии.
Тип программы: образовательная.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Сроки реализации программы: 4 года (1 – 4 классы).
Место курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 на курс «Почемучка»
отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе , 34
занятия во 2 – 4-х классах. Занятия курса организованы по принципу
5

добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Программа курса «Почемучка» предназначена для учащихся 1-4 классов,
интересующихся познавательной
деятельностью, и направлена на
формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать еѐ
достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к
противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных
качеств.
Работа осуществляется в следующих формах: экскурсии в природу, на
станцию юннатов, наблюдения, игры, викторины, конкурсы, поисковые и
научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов,
практические и творческие работы, презентация проектных работ (2 класс),
презентация проектов (3 – 4 классы).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащегося будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и
поступках.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
6

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
7

В результате изучения курса учащийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные
признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с
целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека,
• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней
отношения
в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской
деятельности в школе;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах.
Учащийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за
ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в
природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать
их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
• реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
• использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически
грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 час в неделю
1 четверть – 9 часов; 2 четверть – 7 часов;
3 четверть – 9 часов (1 класс),10 часов (2 – 4 классы); 4 четверть – 8 часов.
1 класс
№
п/п
1
2
3

Наименование
раздела
Введение.
Планета Земля.
Экологическая

Всего
В том числе
часов теоретических практических экскурсий
занятий
занятий
1
1
11
6
4
1
6
3
2
1
8

4
5
6

тревога.
Путешествуем по
планете.
Эти удивительные
животные.
Заключение.
Итого:

8

4

4

7

3

2

2

17

1
13

4

1
34

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование
раздела
Введение.
Жили-были
динозавры.
Эти удивительные
животные.
Загадки растений.
Планета
насекомых.
Заключение.
Итого:

Всего
В том числе
часов теоретических практических экскурсий
занятий
занятий
1
1
7
4
2
1
14

6

5

3

6
5

2
3

3
1

1
1

16

1
12

6

1
34

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование
раздела
Введение.
Планета Земля.
Экологическая
тревога.
Путешествуем по
планете.
Эти удивительные
животные.
Заключение.
Итого:

Всего
В том числе
часов теоретических практических экскурсий
занятий
занятий
1
1
11
7
3
1
6
3
2
1
8

4

4

7

3

2

2

1
34

1
19

11

4

4 класс
№
п/п
1
2

Наименование
раздела
Введение.
Тайны
горизонтом.

Всего
В том числе
часов теоретических практических экскурсий
занятий
занятий
1
1
за 5
3
2
9

3
4
5
6
7
8
9

Путешествуем по
планете.
Загадки растений.
Загадки под водой
и под землѐй.
Планета
насекомых.
Тайны камней.
Экологическая
тревога.
Заключение.
Итого:

5

3

2

5
6

2
3

2
2

1
1

4

2

1

1

4
3

2
1

1
2

1

17

1
13

1
34

4

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел – «Введение» (1 – 4 классы)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и
открытий. Экология – наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой.
2 раздел – « Про зелѐные леса и лесные чудеса » (1 класс)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической
культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребѐнка
закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов
взаимодействия человека с природой. Очень познавательными являются
рассказы о жизни растений и животных в лесу. Дети узнают об основных
обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе, знакомятся с
некоторыми лесными растениями и грибами, учатся различать съедобные и
несъедобные грибы.
3 раздел – « Знакомые незнакомцы » (1 класс)
В этом разделе программы дети учатся общаться с нашими братьями
меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать
многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей
познавательный интерес, эмоциональную сферу.
4 раздел - «Дом, где мы живѐм » (1 класс)
В этом разделе дети знакомятся с названием и расположением материков,
с природными зонами. Ученики совершат заочное путешествие от
Северного полюса до экватора, познакомятся с животным миром этих
природных зон, с условиями жизни и занятиями людей.
5 раздел - «Тайны природы » (1 класс)
Этот раздел программы познакомит обучающихся с необычными
растениями, экзотическими
животными
и
необычными
свойствами
растений.
6 раздел - «Уголок природы » (1 класс)
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения
успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые
отношения между людьми. Поэтому вечнозелѐный подоконник, обилие
зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая
10

характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети знакомятся с
миром комнатных растений, учатся ухаживать за ними. Также в этом
разделе дети получают первоначальные знания об аквариумных рыбках, об
условиях их содержания.
Раздел «Уголок природы» изучается блоками в течение всего учебного
года.
7 раздел – «Жили-были динозавры» (2 класс)
В этом разделе обучающиеся узнают, кто из динозавров был самым большим
или самым маленьким, самым смышлѐным или самым глупым; как выглядели
детѐныши динозавров; умели ли динозавры бегать, летать или плавать.
Ученики узнают, как учѐные обрабатывают окаменевшие останки динозавров и
собирают из них целые скелеты.
8 раздел – «Эти удивительные животные» (2-3 классы)
Этот раздел программы познакомит обучающихся с животными,
населяющими нашу планету. В природе всѐ тесно связано между собой. И
человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с
землѐй, с реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами.
Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы
вымирание по вине людей. Человек должен знать и любить природу, знать
животных, которые живут на нашей планете, их повадки, привычки, образ
жизни для того, чтобы не причинять природе вред, чтобы она как можно
меньше страдала от нашего вмешательства. Зоопарк и как место сохранения и
размножения редких видов животных.
9 раздел – «Загадки растений» (2, 4 классы)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической
культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребѐнка
закладывается
первоначальное
понимание
некоторых
аспектов
взаимодействия человека с природой.
10 раздел – «Планета насекомых» (2, 4 классы)
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием и
многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.
11 раздел – «Планета Земля» (3 класс)
В этом разделе учащиеся узнают о том, как менялся облик Земли на
протяжении еѐ долгой истории, отчего происходят извержения вулканов,
выяснят, что находится под землѐй и что происходит на океанском дне.
12 раздел – «Экологическая тревога» (3 - 4 классы)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической
культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребѐнка
закладывается
первоначальное
понимание
некоторых
аспектов
взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо,
нуждающееся в определѐнных жизненно необходимых условиях; человек, как
природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности
восстанавливающий еѐ богатства.
13 раздел – «Путешествуем по планете» (3 – 4 классы)
Этот раздел программы познакомит учащихся с животным и растительным
миром Африки, Австралии, Антарктиды и Евразии, с охраняемыми
11

природными территориями: заповедниками, заказниками, микрозаказниками,
национальными парками.
14 раздел – «Тайны за горизонтом» (4 класс)
Этот раздел программы познакомит учащихся с историей географических
открытий. Учащиеся узнают о географических открытиях в древности, о
путешествиях Марко Поло, об экспедициях Д. Кука, о покорении Северного и
Южного полюса, об открытиях русских путешественников.
15 раздел – «Загадки под водой и под землѐй» (4 класс)
В этом разделе учащиеся узнают о том, как изучают подводный мир и
загадочный мир пещер, о китах, дельфинах и акулах, об истории открытия
гигантского кальмара, о морских цветах, звѐздах, ежах и других живых
«чудесах».
16 раздел – «Тайны камней» (4 класс)
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием камней.
Учащиеся узнают о роли кремня в жизни первобытного человека. о применении
алмаза в ювелирном искусстве и технике, о знаменитых бриллиантах, узнают
загадки янтаря и жемчуга, познакомятся с обыкновенным чудом – солью.
17 раздел – «Заключение» (1- 4 классы)
Что учащиеся узнали и чему научились за год.
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО –
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Персональный компьютер.
2. Мультемедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Магнитная доска.
5. Лупа.
6. Компас.
7. Коллекция полезных ископаемых.
8. Гербарии культурных и дикорастущих растений.
9. Живые объекты (комнатные растения).
10.Аудиозаписи.
11.Видеофильмы:
 Большое путешествие вглубь океанов. 2009г.
 Ребятам о зверятах. ВВС. 2006г.
 Твои весѐлые друзья зверята. ВВС. 2011г.
 Кто и как в лесу живѐт. Учебный фильм для начальных классов.
 Загадочные кошки. ВВС. 2002г.
 Мультипедия
домашних
животных. (Уроки
тѐтушки
Совы).
http://bit.ly/195HRWy
 Прогулки с динозаврами. ВВС. 2013г.
 Планета Земля. ВВС. 2006г.
 Африка. ВВС. 2013г.
 Экспедиция в Антарктиду. 2009г.
12

 Бабочки. 2010г.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации – М.:
Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
2. Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения. Начальная школа/сост. Савинов. – 3-е изд. - М.: Просвещение,
2011г. – 204с. (Стандарты второго поколения).
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В.. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.
– (Стандарты второго поколения).
4. Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлѐнного дня. 1 – 2 классы. Москва.
«ВАКО». 2011г.
5. Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлѐнного дня. 3 – 4 классы. Москва.
«ВАКО». 2012г.
6. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В.и др. Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред..
Горского В.А. Москва. «Просвещение». 2011г. (Стандарты
второго
поколения).
7. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Детская энциклопедия. Москва. «РОСМЭН».
2006г.
8. Кут Р. Хочу всѐ знать. Динозавры и планета Земля. Москва. «РОСМЭН». 2006г.
9. Комнатные растения. Мини-энциклопедия. Москва. АСТ. Астрель. 2007г.
10.Лазье К. Тайны природы. Детская энциклопедия. Москва. Махаон. 2010г.
11.Ликум А. Всѐ обо всѐм. Популярная энциклопедия для детей. Москва. АСТ.
2007г.
12.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Ляхов. Москва.
АСТ. 2008г.
13.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л.Багрова. Москва.
АСТ. 2008г.
Для учащихся:
1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва. «Педагогика
– Пресс». 2007г.
2. Петтер Г. «Дедушка – Почему» и
секреты
природы. Москва.
«РОСМЭН». 2007г.
3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение».
2011г.
4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. Москва. «Просвещение». 2012г.
5. Плешаков А.А. Зелѐные страницы. Книга для учащихся начальных
классов. Москва. «Просвещение». 2012г.
13

6. Художественные книги, энциклопедии и справочники о природе для
младших школьников.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ п/п
Тема занятия
Форма проведения
1
Про зелѐные леса и лесные чудеса (6 часов)
1 1 Вводное
занятие.
Почемучкины Беседа,
диагностика,
вопросы.
викторина.
2 2 Почему говорят: лес – наше богатство? Экскурсия.
Лесные загадки.
3 3 В гостях у Лесовичка. Кто живѐт в Просмотр
фильма,
лесу?
беседа.
4 4 В гостях у Лесовичка. Что растѐт в Беседа, игра.
лесу?
5 5 Экологическая
игра
«Лукошко Практическая работа.
грибника»
6 6 Путешествие в осень.
Экскурсия в природу.
5
Уголок природы (2 часа)
7 1 Царство комнатных растений.
Работа с источниками
информации, беседа.
8 2 Растения – чужестранцы.
Экскурсия
в
библиотеку.
2
Знакомые незнакомцы (7 часов)
9 1 Кошки рядом с нами.
Экскурсия.
10 2 Кошки в дикой природе.
Просмотр
фильма,
беседа.
11 3 Собаки рядом с нами
Работа с источниками
информации, беседа.
12 4 Собаки рядом с нами.
Работа с источниками
информации, беседа.
13 5 Домашние любимцы.
Экскурсия.
14 6 Пернатые друзья.
Экскурсия.
15 7 Творческая работа «Мы и домашние Практическая работа.
животные».
5
Уголок природы (2 часа)
16 1 Аквариум. Мир
за
стеклянным Экскурсия.
берегом.
17 2 Водное царство живого уголка.
Просмотр
фильма,
беседа.
3
Дом, где мы живѐм (7 часов)
18 1 Путешествие в зиму.
Экскурсия в природу.
19 2 Почему у глобуса «белая шапка»?
Работа с источниками
14

20 3
21 4
22 5
23 6
24 7
4
25 1
26 2
27
5
28
29
30

3
1
2
3

31 4
32 5
33 6

информации, беседа.
Что такое тундра?
Работа с источниками
информации, беседа.
Что такое тайга?
Работа с источниками
информации, беседа.
Какое поле самое – самое большое?
Работа с источниками
информации, беседа.
Пустыня – это там, где совсем пусто?
Работа с источниками
информации, беседа.
Где живѐт крокодил?
Работа с источниками
информации, беседа.
Тайны природы (3 часа)
Необычные растения.
Работа с источниками
информации, беседа.
Экзотические животные.
Работа с источниками
информации, беседа.
Растения лечат.
Экскурсия в аптеку.
Уголок природы (6 часов)
Путешествие в весну.
Экскурсия в природу.
Рассматривание веточек деревьев.
Практическая работа.
День Земли. Устный журнал «Зелѐный Устный журнал.
наряд нашей планеты».
Красная книга природы.
Работа с источниками
информации
Экскурсия на станцию юннатов.
Экскурсия
Итоговое занятие. Что мы узнали и Презентация
для
чему научились в первом классе.
родителей.
Оценка достижений.
2 класс (34 часа)
Тема занятия
Введение

№ п/п
Форма проведения
1
1 1 Введение.
Беседа, диагностика.
2
Жили-были динозавры (7 часов)
2 1 Кто такие динозавры?
Работа с источниками
информации, беседа.
3 2 Как выглядели динозавры?
Просмотр
фильма,
беседа.
4 3 Где и как жили динозавры?
Практическая работа.
5 4 Чем питались динозавры?
Работа с источниками
информации, беседа.
6 5 Палеонтология. Виртуальная экскурсия Экскурсия.
в палеонтологический музей.
7 6 Как
стать
специалистом
по Работа с источниками
динозаврам?
информации, беседа.
15

8

7

3
9
10

1
2

11

3

12
13

4
5

14

6

15 7
16 8
17 9
18 10
19 11
20 12
21 13
22 14
4
23

1

24

2

25
26
27

3
4
5

28

6

5
29

1

30
31

2
3

32

4

Защита
проектных
работ Практическая
работа.
«Динозаврики».
Оценка достижений.
Эти удивительные животные (14 часов)
Почему птицы осенью улетают?
Экскурсия в парк.
Зачем птицы поют?
Экскурсия на станцию
юннатов.
Почему совы могут охотиться в Работа с источниками
темноте?
информации, беседа.
А животные умеют разговаривать?
Практическая работа.
У какой птицы самое лучшее гнездо?
Работа с источниками
информации, беседа.
Почему в одних сказках заяц – белый, а Мини-конференция.
в других – серый?
Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? Практическая работа.
Почему кошка так часто умывается?
Практическая работа.
Для чего кошкам усы? Исследование.
Практическая работа.
Кто чует лучше всех?
Работа с источниками
информации, беседа.
Какой зверь самый хищный на свете?
Работа с источниками
информации. КВН.
Почему волк, заяц, лиса и медведь Экскурсия
в
очутились в сказке?
библиотеку.
За что белого мишку вписали в Мини-конфереция.
Красную книжку?
Конференция «Эти удивительные
Презентация проектных
животные».
работ.
Загадки растений (6 часов)
Почему лист зелѐный?
Работа с источниками
информации, беседа.
Почему осенью листья на деревьях Экскурсия в школьный
желтеют и опадают?
сквер.
Отчего зимой у ѐлки зелѐные иголки?
Практическая работа.
Почему репейник колючий?
Практическая работа.
Отчего крапива жжѐтся?
Работа с источниками
информации, беседа.
Выпуск тематической газеты «Загадки Практическая работа.
растений».
Планета насекомых (5 часов)
Кого на свете больше всех?
Работа с источниками
информации.
Почему кузнечик зелѐный?
Практическая работа.
Экологическая тревога. Шмель жужжит Презентация
минио помощи.
проектов.
Удивительные пчѐлы.

Экскурсия в школьную
16

33

5

6
34

1

библиотеку.
Необыкновенная жизнь обыкновенной Работа с источниками
божьей коровки.
информации, беседа.
Заключение
Итоговое занятие. Что мы узнали и Презентация
для
чему научились во 2 классе.
родителей.
Оценка
достижений.

3 класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Форма проведения
1
Введение (1 час)
1 1 Введение. Почему мы часто слышим Беседа, диагностика.
слово «экология».
2
Планета Земля (11 часов)
2 1 Что такое планета?
Работа с источниками
информации, беседа.
3 2 Из чего состоит Земля? Почему бывает Практическая работа.
землетрясение?
4 3 Как появляются горы? Что такое Практическая
работа,
вулкан.
эксперимент.
5 4 Как возникают реки?
Работа с источниками
информации, беседа.
6 5 Во всех ли пустынях жарко и полно Просмотр
фильма,
песка?
беседа.
7 6 Что такое ледник? Полярные области Практическая работа.
Земли.
8 7 Какая у Земли атмосфера?
Работа с источниками
информации, беседа.
9 8 Где формируется погода?
Работа с источниками
информации.
10 9 Что такое климат?
Работа с источниками
информации, беседа.
11 10 Природные ресурсы Земли.
Экскурсия.
12 11 Причины экологических катастроф.
Мини-конференция.
3
Экологическая тревога (6 часов)
13 1 Раненая земля.
Работа с источниками
информации, беседа.
14 2 Ядовитые дожди и тающие льды.
Практическая работа.
15 3 Разноцветная речка.
Работа с источниками
информации, беседа.
16 4 Цветок на асфальте.
Практическая работа.
17 5 Грузовик на батарейках.
Экскурсия.
18 6 Травопогубители.
Работа с источниками
информации, беседа.
4
Путешествуем по планете (8 часов)
17

19

1

20

2

21
22

3
4

23
24

5
6

25

7

26

8

5
27 1
28 2
29 3
30 4
31 5
32 6
33 7
6
34 1

Кто в Африке живѐт?

Просмотр
фильма,
беседа.
Растения Африки.
Работа с источниками
информации.
Животные Африки.
Практическая работа.
Что в Австралии растѐт?
Работа с источниками
информации, беседа.
Животные символы Австралии.
Практическая работа.
Мы едем на край света. Антарктида.
Просмотр
фильма,
беседа.
Охраняемые природные территории Практическая работа.
Европы.
Охраняемые природные территории Практическая работа.
Азии.
Эти удивительные животные (7 часов)
Зоологический музей.
Виртуальная экскурсия.
Зоопарк.
Мини-конференция.
Дельфинарий.
Просмотр
фильма,
беседа.
Океанариум.
Виртуальная экскурсия.
Животные нашего края.
Выпуск тематической
газеты.
Орловское полесье.
Экскурсия.
Красная книга нашего края.
Презентация проектов.
Заключение (1 час)
Итоговое занятие. Что мы узнали и Презентация
чему научились в 3 классе.
родителей.
достижений.

для
Оценка

4 класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Форма проведения
1
Введение (1 час)
1 1 Введение. Раскрытые и нераскрытые Беседа, диагностика.
загадки нашей планеты.
2
Тайны за горизонтом (5 часов)
2 1 Географические открытия в древности. Практическая работа с
картой.
3 2 Путешествие Марко Поло. Открытие Работа с источниками
Америки.
информации, беседа.
4 3 Экспедиции Д.Кука.
Работа с источниками
информации, беседа.
5 4 Покорение Северного и Южного Работа с источниками
полюса.
информации.
6 5 Открытия русских путешественников Практическая работа с
18

3
7

1

8

2

9 3
10 4
11 5
4
12 1
13 2
14 3
15 4
16 5

5
17 1
18 2
19 3
20 4
21 5
22 6
6
23 1

24 2
25 3
26 4
7
27 1

(А.Никитин, Н.Пржевальский).
картой.
Путешествуем по планете (5 часов)
Растительный мир Северной Америки. Работа с источниками
информации, беседа.
Животный мир Северной Америки.
Просмотр
фильма,
беседа.
Растительный мир Южной Америки.
Практическая работа.
Животный мир Южной Америки.
Мини-конференция.
Охраняемые природные территории Презентация проектов.
России.
Загадки растений (5 часов)
История
открытий
удивительных Работа с источниками
растений.
информации, беседа.
Родина комнатных растений.
Экскурсия.
Экзотические фрукты: ананас, банан, Практическая работа.
кокос, финик и др.
История возделывания и замечательные Работа с источниками
свойства обычных овощей и фруктов.
информации, беседа.
Интересные особенности и необычное Практическая
работа,
применение
распространѐнных эксперимент.
дикорастущих растений.
Загадки под водой и под землѐй (6 часов)
Как изучают подводный мир.
Работа с источниками
информации, беседа.
Киты, дельфины, акулы.
Практическая
работа.
Доклады.
История
открытия
гигантского Работа с источниками
кальмара.
информации, беседа.
Морские цветы (актинии), звѐзды, ежи Фотовыставка,
и другие живые «чудеса».
экскурсия.
Жизнь в тѐмных глубинах океана.
Просмотр
фильма,
беседа.
Загадочный мир пещер.
Работа с источниками
информации, беседа.
Планета насекомых (4 часов)
Разнообразие
и
многочисленность Экскурсия.
насекомых, их роль в природе и жизни
человека.
Жуки.
Практическая работа.
Бабочки.
Просмотр
фильма,
беседа.
Охрана насекомых.
Презентация проектов.
Тайны камней (4 часа)
Разнообразие камней. Кремень и его Виртуальная экскурсия
роль в жизни первобытного человека.
в геологический музей.
19

28 2

29 3
30 4
8
31 1
32 2
33 3
9
34 1

Алмаз, его применение в ювелирном Работа с источниками
искусстве и технике, знаменитые информации, беседа.
бриллианты.
Загадки янтаря и жемчуга.
Работа с источниками
информации, беседа.
Обыкновенное чудо – соль.
Практическая
работа,
эксперимент.
Экологическая тревога (3 часа)
Последствия аварии нефтеналивного Практическая работа.
судна.
Представление
о
радиоактивном Работа с источниками
загрязнении среды.
информации. Беседа.
Экологические знания и прогнозы.
Мини-конференция.
Заключение (1 час)
Итоговое занятие. Что мы узнали и Презентация
для
чему научились в 4 классе.
родителей.
Оценка достижений.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».