Анноотации к РП ВНД НОО 2023-2024 г.

Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Почемучка». 1-4 классы
Курс «Почемучка» реализует научно-познавательное направление во
внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку
вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на
окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше,
то возникают вопросы обо всѐм. Вселенная, мир, природа, народы и их
культура, история, искусство, наука и техника – всѐ вызывает множество
вопросов «Почему?».
Начальная школа – начальный этап становления человеческой
личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
Школьник в этот период учится правильно относиться к объектам
природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам
природного происхождения, которыми он пользуется.
Аннотация к рабочей программе «Читайка».
1-4 класс
Программа внеурочной деятельности « Читайка» разработана на основе
авторской программы Буряк М.В., Карышевой Е.Н., в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта и учебным планом МБОУ СОШ № 7. Имеет художественноэстетическую направленность.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
способствует
расширению
читательского
пространства,
реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей
каждого обучающегося, воспитанию ученика читателя. Введение курса
«Чтение с увлечением» поможет решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы
нравственно-этического
воспитания.
Программа
ориентирована
на
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника
1

(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа),
способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с
богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Цель курса: организация самостоятельного чтения младших
школьников.
Задачи курса:
- Совершенствование навыка чтения обучающихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы;
- знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами,
жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и
творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших
школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках
литературного чтения.
Особенностями построения программы «Читайка» является то, что в
процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется
комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы
ребѐнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских
умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей
формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание,
жалость, доброта и т.д.
Ожидаемые результат:
учащиеся научатся:
- определять жанр произведения;
- восстанавливать порядок плана;
- отвечать на вопросы теста;
- определять смысл пословиц;
- давать характеристику герою, определять его качества характера;
- анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том,
какие действия являются положительными, какие отрицательными;
- определять главную мысль произведения;
- определять тему и содержание произведения;
- описывать героя, используя слова для справок;
2

- последовательно рассуждать, доказывать;
- контролировать свою деятельность;
- оценивать свою работу на занятии.
Курс представлен 1 - 4 классах в объѐме 135 часов.
Учебники:
1. Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Читайка. По дорогам сказок. 1 класс.
Рабочая тетрадь.- М.: Планета.
2. Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Читайка. Удивительный мир природы. 2
класс. Рабочая тетрадь.- М.: Планета.
3. Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Читайка. По страницам добрых книг. 3
класс. Рабочая тетрадь.- М.: Планета.
4. Буряк М.В., Карышевой Е.Н. Читайка. Живые страницы истории. 4
класс. Рабочая тетрадь.- М.: Планета.

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Учусь
учиться» (1 класс)
Рабочая программа «Учусь учиться» является частью ООП НОО МБОУ
«СОШ №7» по внеурочной деятельности (социальное направление).
Программа предназначена для учащихся 1 классов. Срок реализации
программы – 1 год.
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ
личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

формирование основ морали – осознанной обучающимся
необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в
обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и
самоуважения, жизненного оптимизма;

формирование способности к самостоятельным поступкам и
действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в
достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания и сопереживания другим людям;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным



3

убеждениям;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
В области формирования семейной культуры:


общества;

формирование отношения к семье как к основе российского

формирование у младшего школьника почтительного
отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и
младшим;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и
этническими традициями российской семьи.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:


начальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений
в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;


способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Программа «Учусь учиться» реализует нравственное направление во
внеурочной деятельности в 1 классе. Главное назначение данного курса
формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в 1
классе, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация
на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное
развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как
значимой социально – психологической группы.
Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Умники и умницы». 14 классы.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в
4

соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших
классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»
(модифицированной), с использованием методического пособия О.
Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с.
191 – 210.
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов (разработана для
обеспечения развития познавательных
и
творческих
способностей младших
школьников, расширения математического
кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию
познавательных универсальных учебных действий) и рассчитана на четыре
года обучения.
Программа курса «Умники и умницы» реализована в рамках
«Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии
и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой
конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы
помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить
творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная
реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся
познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники
имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в
которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость
преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством
повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной
школе, когда ещѐ формируются, а иногда и только определяются постоянные
интересы к тому или иному предмету.
«Познавательный интерес – это особая избирательная направленность
личности на процесс познания; еѐ избирательный характер выражен в той
или иной предметной области знаний».
( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)
Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у
учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы
позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи,
включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
5

позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную
деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности,
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию
умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным
государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.
Определение видов организации
деятельности
учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки педагогом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата
положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А.,
Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся
на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
6

5) развитие

познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию
мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании
служить Отечеству.
Место курса «Умники и умницы» в учебном плане
Курс «Умники и умницы» включен в программу внеурочной деятельности и
дополняет обязательную предметную область «Математика и информатика»,
которая призвана решать следующие основные задачи реализации
содержания: развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения.
В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Умники
и умницы» в первом классе 33 ч., во 2, 3 и 4 классах по 34часа в неделю.
Отличительные особенности программы.
Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при
создании следующих условий:
 соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
7

привлекательность материала;
необходимость «активного изучения»
материал должен раскрывать практическую силу знаний и
возможность их применения в иной деятельности;
 благоприятная обстановка в коллективе;
 эффективные методы и
приѐмы. Требования к организации
процесса:
 ориентация на самостоятельную работу учащихся;
 ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
 развивать и поддерживать в работе творческое
начало. Приѐмы, используемые в работе над задачей:
 изменение вопроса задачи;
 изменение условия задачи;
 составление задач
1. используя слова «больше», «меньше» и др.
2. по данному вопросу
3. по некоторым исходным данным
4. по данному решению
5. по данному плану решения
6. по данному чертежу и др.
 сравнение задач и их решений;
 преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую;
 решение задач различными способами;
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1
раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Содержание курса
отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует
курсу
«Математика»,
не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий
отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и
любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать
простор
воображению,
творческому
потенциалу.
Программа
предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную
подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять
дифференцированный подход в обучении.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у
ребенка происходит становление развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и
необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных
ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям
как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные




8

для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры,
ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение
детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в
сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения
задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое
важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль,
возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой
трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому
что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для
таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает
особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются
в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и
менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к
одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи
по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в
качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном
году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий отобран материал из учебной и
педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и
переработан с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10
лет.
9

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие
почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на
каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить
на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд
игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема
внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию
таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно
сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и
возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться
своей памятью и применять спе- циальные приемы, облегчающие
запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно
сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с
тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания,
развива- ется смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале,
включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или
линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо
начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же
линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью
выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение
заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления
заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с
изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает
1
0

изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет
изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является
развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют
на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе
выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты,
выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими
предписаниями (шаговое выполнение задания).
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения. Формирование и развитие общеучебных умений
и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной
сферы. Развитие
двигательной сферы.
Воспитывающий
аспект
Воспитание
системы
нравственных межличностных
отношений
(формировать «Я- концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания
повторяются; 3)принцип «от простого - к сложному»: задания
постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение
1
1

зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее
в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».