Рабочая программа ВНД 3 класс Учусь учиться

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
622970 п. Висим, ул. Мамина – Сибиряка, д. 6, тел. (3435) 47-87-55, тел/факс (3435) 917-191E – mail:

Visim7@yandex.ru

Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности «Учусь учиться»
Уровень образование: начальное общее
Срок реализации: 1 год

2023 год

Пояснительная записка
Учиться, т.е. «учить себя» — значит, самому давать себе предписания и выполнять их,
чтобы достичь результата!
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять еѐ контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками
в учебном процессе.
Ввиду различных стартовых возможностей и индивидуальных способностей детей научить
учиться каждого ребенка, используя только время на уроках, представляется затруднительным.
Дети, не овладевшие данным умением на первой ступени образования, испытывают затруднения
при переходе и обучении в среднем звене. В связи с этим внеурочный курс «Учусь учиться»
призван создать дополнительные условия для формирования у учащихся начальных классов основ
умения учиться.
Цель курса: создать дополнительные условия для развития личности ученика на основе
усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой
компетенции «умения учиться».
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу
и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
I.
Общая характеристика
Основное направление: общеинтеллектуальное.
Организация внеурочной деятельности курса «Учусь учиться» обеспечивается системой
дидактических принципов, а именно:
1)
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде,
а, добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что
способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и
общеучебных умений.
2)
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на
уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей
развития детей.

3)
Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире
деятельности).
4)
Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного
стандарта).
5)
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм
общения.
6)
Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7)
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой
деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных
ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной
школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного
усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего
обучения ведущих российских педагогов и психологов – В.В. Давыдова (принцип деятельности),
Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности)
и др.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований возможно только в
деятельности (Л.С. Выготский). Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1.
Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2.
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с
имеющимися способами.
3.
Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4.
Контроль.
Больше всего затруднений при формировании УУД на уроках возникает на втором и третьем
этапах, поэтому на внеурочных занятиях курса «Учусь учиться» работа в основном направлена на
формирование у учащихся понимания способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД
(или структуры учебной деятельности в целом) на основе имеющегося опыта и формирование
умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном
содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при
необходимости – коррекцию.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с
другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Курс реализуется на основе традиционных и активных методов и форм обучения. Постоянное
использование проблемных ситуаций во время занятий создает у учащихся внутренние условия
для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Применяются индивидуальная и
групповая формы работы, особое место имеет работа в парах, когда один ученик помогает
научиться другому.
В курсе выделены 4 предметных блока: русский язык, литература, математика и окружающий
мир. Формирование универсальных учебных действий проходит на основе совершенствования

предметных умений по отдельным трудноусвояемым темам и с помощью выполнения
комплексных работ в печатных тетрадях – тренажерах для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов.
Структура занятия предполагает 3 этапа: подготовительный («Мозговой штурм» - развитие
психических процессов, необходимых для познания), основной («Приобретение учебного опыта»
- формирование регулятивных и познавательных УУД на основе личных затруднений или при
выполнении комплексных работ) и итоговый («Зеркало» - формирование объективной
самооценки).
II.
Место курса
Программа внеурочного курса «Учусь учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов.
Занятия организуются в течение учебного года по 1 часу в неделю, всего 34 часа в 3 и 4 классах.
Таким образом, весь курс рассчитан на 68 часов.
III.

Тематическое планирование
3 год
4 год

Русский язык
•
Учимся писать грамотно и красиво 3
•
Как устроен наш язык
3
•
Развитие речи
1
Литература
1
•
Культура чтения
3
•
Учимся работать с текстом
Математика
•
Числа и величины
•
Арифметические действия
•
Учимся решать задачи
•
Работа с информацией
Окружающий мир
•
Природа и человек
•
Человек и общество
Комплексная работа

3
3
1
1
3

2
4
4
1

2
4
4
1

1
1

1
1

10
Итого 34

10
34

IV.
Содержание программы
Содержание представлено сквозными линиями УУД и предметными блоками. «Умение учиться»
формируется при выполнении УУД на протяжении 1 – 4 классов и на основе материала учебных
предметов, усложняющегося от класса к классу.
Каждый предметный блок в зависимости от его содержания и способов организации учебной
деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования
универсальных учебных действий.
V.

Результаты освоения курса

Учащиеся получат возможность научиться:
1. Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности:
«добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«желание понимать
друг друга»,
«понимать позицию
другого».
2. Проявлять
уважение к своему
народу, к другим
народам, терпимость
к обычаям и
традициям других
народов.
3.
Осваивать
личностный смысл
учения; желания
продолжать свою
учебу.
4.
Оценивать
жизненные ситуации
и поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм, нравственных и
этических ценностей.

1.
Самостоятельно
организовывать свое
рабочее
место
в
соответствии с целью
выполнения заданий.
2.
Самостоятельно
определять важность
или необходимость
выполнения
различных заданий в
учебном процессе и
жизненных
ситуациях.
3.
Определять
цель учебной
деятельности с
помощью
самостоятельно.
4.
Определять
план выполнения
заданий на уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных ситуациях
под руководством
учителя.
5.
Определять
правильность
выполненного задания
на основе сравнения с
предыдущими
заданиями, или на
основе различных
образцов.
6.
Корректировать
выполнение задания в
соответствии с планом,
условиями
выполнения,
результатом действий
на определенном этапе.
7.
Использовать в
работе литературу,
инструменты,
приборы.
8.
Оценивать
выполнение своего
задания по
параметрам, заранее
представленным.

1.
Ориентироваться
в учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела;
определять круг своего
незнания; планировать
свою работу по
изучению незнакомого
материала.
2.
Самостоятельно
предполагать, какая
дополнительная
информация будет
нужна для изучения
незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации
среди предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников.
3. Извлекать
информацию,
представленную в
разных формах (текст,
таблица, схема,
экспонат, модель,
иллюстрация и др.)
4. Представлять
информацию в виде
текста, таблицы, схемы,
в том числе с помощью
ИКТ.
5. Анализировать,
сравнивать,
группировать различные
объекты, явления,
факты.

1. Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
2.Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом своих
учебных и
жизненных речевых
ситуаций.
3.Читать вслух и про
себя тексты
учебников, других
художественных и
научно-популярных
книг, понимать
прочитанное.
4. Выполнять
различные роли в
группе, сотрудничать
в совместном
решении проблемы
(задачи).
5. Отстаивать свою
точку зрения,
соблюдая правила
речевого этикета.
6. Критично
относиться к своему
мнению
7. Понимать точку
зрения другого
8. Участвовать в
работе группы,
распределять роли,
договариваться друг с
другом.

1. Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности:
«добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«желание понимать
друг друга»,
«понимать позицию
другого»,
«народ»,
«национальность»
и т.д.
2.
Проявлять
уважение к своему
народу, к другим
народам, принятие
ценностей других
народов.
3.
Осваивать
личностный смысл
учения; совершать
выбор
дальнейшего
образовательного
маршрута.
4.
Оценивать
жизненные
ситуации
и
поступков героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм,
нравственных
и
этических
ценностей,
ценностей
гражданина
России.

1.
Самостоятельно
формулировать
задание: определять
его цель, планировать
алгоритм его
выполнения,
корректировать работу
по ходу его
выполнения,
самостоятельно
оценивать.
2.
Использовать
при выполнении
задания различные
средства: справочную
литературу, ИКТ,
инструменты и
приборы.
3.
Определять
самостоятельно
критерии оценивания,
давать самооценку.

1.
Ориентироваться
в учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на
основе изучения
данного раздела;
определять круг своего
незнания; планировать
свою работу по
изучению незнакомого
материала.
2.
Самостоятельно
предполагать, какая
дополнительная
информация буде нужна
для изучения
незнакомого материала;
отбирать необходимые
источники информации
среди предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников,
электронные диски.
3. Сопоставлять и
отбирать информацию,
полученную из
различных источников
(словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски, сеть
Интернет).
4.
Анализировать,
сравнивать,
группировать
различные объекты,
явления, факты.
5.
Самостоятельно
делать выводы,
перерабатывать
информацию,
преобразовывать еѐ,
представлять
информацию на основе
схем, моделей,
сообщений.
6.
Составлять
сложный план текста.
7.
Уметь передавать
содержание в сжатом,

Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
2.Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учетом своих
учебных и
жизненных
речевых ситуаций.
3.Читать вслух и
про себя тексты
учебников, других
художественных и
научнопопулярных книг,
понимать
прочитанное.
4. Выполнять
различные роли в
группе,
сотрудничать в
совместном
решении проблемы
(задачи).
5.
Отстаивать
свою точку зрения,
соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать
свою точку зрения с
помощью фактов и
дополнительных
сведений.
6.
Критично
относиться к
своему мнению.
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
7.
Понимать
точку зрения
другого
8. Участвовать в
работе группы,

распределять роли,

выборочном или
развѐрнутом виде

договариваться друг
с другом.
Предвидеть
последствия
коллективных
решений.

VI.
Примерное поурочное планирование
3 класс
№
Тема занятия
занятия
1.
Человек и общество. Что значит «уметь учиться»?
2.
Учимся писать грамотно и красиво. Приемы списывания.
3.
Учимся писать грамотно и красиво. Развиваем орфографическую зоркость.
4.
Учимся писать грамотно и красиво. Действуем по правилу.
5.
Как устроен наш язык. Какие бывают имена существительные.
6.
Как устроен наш язык. Что можно сказать про глагол.
7.
Как устроен наш язык. Выполняем разборы по памятке.
8.
Развитие речи. Учимся писать изложение.
9.
Культура чтения. Развиваем технику чтения.
10. Учимся работать с текстом. Учимся находить информацию, данную в скрытом виде
11. Учимся работать с текстом. Художественные и научные тексты.
12. Учимся работать с текстом. Работаем с энциклопедиями и словарями.
13. Числа и величины. Характеристика числа
14. Числа и величины. Алгоритм преобразования величин.
15. Арифметические действия. Удобные способы запоминания таблицы.
16. Арифметические действия. Совершенствуем навыки устного счета.
17. Арифметические действия. Вычисляем письменно по алгоритму.
18. Арифметические действия. Совершенствуем вычислительные навыки.
19. Учимся решать задачи. Составляем краткую запись.
20. Учимся решать задачи уравнением.
21. Учимся решать задачи самостоятельно.
22. Учимся решать задачи самостоятельно.
23. Работа с информацией. Учимся понимать и составлять диаграммы.
24. Природа и человек. Опыты и эксперименты.
25. Комплексная работа №1. Учимся читать и понимать задания вместе.
26. Комплексная работа №2. Учимся читать и понимать задания вместе.
27. Комплексная работа №3. Учимся читать и понимать задания вместе.
28. Комплексная работа №4. Учимся работать самостоятельно.
29. Комплексная работа №5. Учимся работать самостоятельно.
30. Комплексная работа №6. Учимся работать самостоятельно.
31. Комплексная работа №7. Учимся работать самостоятельно.
32. Комплексная работа №8. Учимся работать самостоятельно.
33. Комплексная работа №9. Учимся работать самостоятельно.
34. Комплексная работа №10. Учимся работать самостоятельно.

4 класс
№
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия
Человек и общество. Умею ли я учиться?
Учимся писать грамотно и красиво. Искусство скорописи.
Учимся писать грамотно и красиво. Учимся различать типы орфограмм
Учимся писать грамотно и красиво. Работа над ошибками
Как устроен наш язык. Работаем с частями речи.
Как устроен наш язык. Работаем с частями речи.
Как устроен наш язык. Разбираем предложения
Развитие речи. Учимся писать сочинение по картине.
Культура чтения. Развиваем технику чтения.
Учимся работать с текстом. Учимся составлять отзыв по прочитанному произведению
Учимся работать с текстом. Что такое опорный конспект
Учимся работать с текстом. Учимся конспектировать.
Числа и величины. Учимся читать и записывать многозначные числа.
Числа и величины. Алгоритм преобразования величин.
Арифметические действия. Совершенствуем навыки устного счета.
Арифметические действия. Составляем алгоритм письменных вычислений.
Арифметические действия. Вычисляем столбиком по алгоритму.
Арифметические действия. Совершенствуем вычислительные навыки.
Учимся решать задачи. Составляем краткую запись.
Учимся решать задачи. Несколько способов решения.
Учимся решать задачи самостоятельно.
Учимся решать задачи самостоятельно.
Работа с информацией. Учимся понимать и составлять диаграммы.
Природа и человек. Решаем экологические проблемы.
Комплексная работа №1. Учимся читать и понимать задания вместе.
Комплексная работа №2. Учимся читать и понимать задания вместе.
Комплексная работа №3. Учимся читать и понимать задания вместе.
Комплексная работа №4. Учимся работать самостоятельно.
Комплексная работа №5. Учимся работать самостоятельно.
Комплексная работа №6. Учимся работать самостоятельно.
Комплексная работа №7. Учимся работать самостоятельно.
Комплексная работа №8. Учимся работать самостоятельно.
Комплексная работа №9. Учимся работать самостоятельно.
Комплексная работа №10. Учимся работать самостоятельно.

Информационно-методическое обеспечение
•
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты
второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010.
•
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего
образования. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2010.
•
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Учимся учиться и действовать. Рабочая
тетрадь для учащихся 1 класса. – Изд.дом «Федоров», 2012.
•

Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Учимся учиться и действовать.

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать», 1 класс. –
Изд.дом «Федоров», 2013.
•
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.
(Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б. Логиновой. – М. Просвещение, 2014.
•
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Рабочая
тетрадь для учащихся 2 класса. – Изд.дом «Федоров», 2012.
•
Мишакина Т.Л., Чижикова С.Б., Ванина В.В. Формирование универсальных учебных
действий. Тренажер для учащихся 2 класса. – М.: Ювента, 2014.
•
Мишакина Т.Л., Новикова С.Н.Формирование универсальных учебных действий.
Тренажер для учащихся 3 класса. – М.: Ювента, 2014.
•
Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий.
Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2014.
•
Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 1
класса, в 2-х ч. – М.: Издательство РОСТ.,2012
•
Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 2
класса, в 2-х ч. – М.: Издательство РОСТ.,2012
•
Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 3
класса, в 2-х ч. – М.: Издательство РОСТ.,2012
•
Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 4
класса, в 2-х ч. – М.: Издательство РОСТ.,2012


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».