Антикоррупционное просвещения граждан

24.06.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по вопросам организации антикоррупционного просвещения граждан и формирования антикоррупционных стандартов поведения

 

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению – это первоочередная мера по профилактике коррупции, определенная Федеральным законом «О противодействии коррупции». Одним из основных средств формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению является антикоррупционное просвещение и пропаганда.

В Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы антикоррупционное просвещение рассматривается как важнейшая задача противодействия коррупции. В целях обеспечения ее выполнения распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 – 2016 годы (далее – Программа по антикоррупционному просвещению), которая определила комплекс первоочередных мероприятий по антикоррупционному просвещению на государственной и муниципальной службе, правовому просвещению граждан, повышению уровня их правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения.

Распространение в доступной форме знаний о социально-правовой природе, формах существования и негативных последствиях совершения коррупционных правонарушений, а также преодоление сложившихся в российском обществе коррупциогенных стереотипов – приоритетное направление профилактической работы. Отсутствие у граждан базовых знаний о стандартах антикоррупционного поведения и уголовно-правовых последствиях вступления в коррупционные отношения порождает крайне неблагоприятные последствия.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы предусматривает активное участие в работе по антикоррупционному просвещению институтов гражданского общества, без которого невозможно формирование подлинно правового государства.

С учетом нового направления в органах  исполнительной власти Ставропольского края, государственных органах Ставропольского края, образованных Губернатором Ставропольского края или Правительством Ставропольского края, и органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее  соответственно – органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления края) продолжается реализация мероприятий Программы по антикоррупционному просвещению.

 

 

 

1. Организация антикоррупционного просвещения граждан и       популяризация антикоррупционных стандартов поведения

 

Для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения на официальных сайтах органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальные сайты) должны быть размещены сведения о компетенции соответствующего органа, правила оказания государственных и муниципальных услуг, нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок их предоставления, в том числе административные регламенты, а также проекты нормативных правовых актов в целях проведения их антикоррупционной экспертизы, формы заявлений и перечни документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях создания дополнительного источника информации, а также  эффективного и действенного механизма взаимодействия с гражданами органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края должна обеспечиваться работа по проведению «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности указанных органов. Для совершенствования данной работы целесообразно разрабатывать графики проведения «прямых линий» с гражданами по наиболее актуальным вопросам.

В соответствии с пунктом 48 приложения к программе противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2017 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от       09 января 2017 г. № 2-п, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края не реже одного раза в год должно быть обеспечено проведение «круглых столов», конференций, брифингов, обобщение и распространение позитивного опыта противодействия коррупции по вопросам противодействия коррупции. В целях эффективного взаимодействия власти и общества при организации указанных мероприятий целесообразно приглашать представителей средств массовой информации, общественных организаций, институтов гражданского общества, в том числе общественных советов по противодействию коррупции, правоохранительных органов, органов прокуратуры и т.д.

В органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края организована  круглосуточная работа горячей линии «Телефон доверия». Звонки, поступающие на телефон доверия, должны регистрироваться в день их поступления в журнале учета предложений, заявлений и жалоб с обязательным заполнением регистрационно-контрольных карточек и передаваться руководству на рассмотрение.

Кроме того, представляется целесообразным выделять специальный номер телефона, по которому любой гражданин может получить консультацию, в том числе по вопросам антикоррупционного просвещения. 

На официальных сайтах органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, целесообразно создание подраздела «Прямая линия», в котором необходимо указывать должностных лиц, контактные телефоны, дату и время проведения «прямых линий», а также размещать информацию об иных формах «обратной связи».

Разделы, посвященные вопросам противодействия коррупции должны быть оформлены в соответствии с требованиями приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 октября 2013 г.    № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее соответственно – Минтруд России, приказ Минтруда России № 530н).

В соответствии с приказом Минтруда России № 530н на страницах разделов по вопросам противодействия коррупции в обязательном порядке необходимо размещать:

исчерпывающую подборку нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции;

методические рекомендации, перечни типовых ситуаций конфликта интересов, памятки к служебному поведению и другие материалы, разработанные с учетом требований антикоррупционного законодательства;

заполняемые в соответствии с антикоррупционным законодательством формы справок и уведомлений;

сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

информацию о результатах деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Через указанные разделы должна быть реализована многоуровневая связь с населением:

обеспечена возможность направления сообщений от граждан о фактах коррупции и проведения дистанционного их консультирования;

размещены часто задаваемые вопросы и ответы на них;

указаны информация о порядке работы с обращениями граждан, контактные данные должностных лиц, уполномоченных рассматривать обращения граждан, графики приема граждан.

Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных правонарушений, обязаны обеспечивать наполнение разделов по вопросам противодействия коррупции, размещать информацию о проводимой антикоррупционной работе, в том числе актуализировать размещенные на официальных сайтах информационные ссылки срочной связи, предоставляющие возможность гражданам обратиться в правоохранительные органы, иные государственные органы с сообщением о фактах коррупционных правонарушений в деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.

На официальных сайтах органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края возможно организовать проведение форума для обсуждения вопросов по противодействию коррупции с гражданами. Данный проект будет также способствовать антикоррупционному просвещению граждан и созданию конструктивного диалога между обществом и властью.

Служебные помещения органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края, оказывающих государственные и муниципальные услуги гражданам, должны быть оснащены информационными стендами, содержащими правовую информацию, в том числе о противодействии коррупции и ответственности за коррупционные правонарушения, в холлах и рабочих кабинетах необходимо размещать листовки и плакаты антикоррупционной направленности.

К информационно-пропагандистской работе по формированию нетерпимого отношения к коррупционному поведению необходимо активно привлекать средства массовой информации, в том числе организовать выпуск тематической полосы антикоррупционной направленности в печатных средствах массовой информации Ставропольского края, выход тематических сюжетов на общероссийских, региональных и местных телевизионных каналах.

В целях реализации комплексного и последовательного подхода при организации антикоррупционного просвещения граждан целесообразно проведение регулярных выездных встреч с местным населением в муниципальных образованиях, в ходе которых доводить до их сведения информацию о мерах, принимаемых в рамках государственной антикоррупционной политики, а также о существующих способах сообщения о фактах проявления коррупционного поведения.Хочу такой сайт

 

2. Формирование антикоррупционных стандартов поведения

 

Органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края осуществляется комплекс организационных, разъяснительных и иных мероприятий по формированию антикоррупционных стандартов поведения у государственных гражданских служащих Ставропольского края и муниципальных служащих в Ставропольском крае (далее соответственно – гражданские служащие, муниципальные служащие).

Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения гражданских служащих закреплен в Кодексе этики и служебного поведения   гражданских служащих, утвержденном постановлением Губернатора Ставропольского края от 05 марта 2011 г. № 129 (далее – Кодекс этики, постановление Губернатора Ставропольского края № 129).

Основными целями Кодекса этики являются:

установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих;

обеспечение единых норм поведения гражданских служащих;

повышение доверия граждан к государственному управлению и формирование положительного имиджа гражданских служащих;

исключение злоупотреблений и коррупции на гражданской службе.

Кодекс этики служит основой для формирования у гражданских служащих высоконравственных качеств, соответствующих нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали, а также  содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие служебное поведение гражданских служащих.

Постановлением Губернатора Ставропольского края № 129 органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить кодексы этики и служебного поведения муниципальных служащих. 

 

3. Организационно-методическое обеспечение

 

Одним из важных условий внедрения стандартов антикоррупционного поведения в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления является организационно-методическое обеспечение.

Минтрудом России разработан комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции (письмо Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 18-2/10/2-1490, в котором значительное место уделено антикоррупционному просвещению.

В целях правового просвещения гражданских и муниципальных служащих необходимо разработать памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство гражданских/муниципальных служащих и предполагающих взаимодействие гражданского/муниципального служащего с органом исполнительной власти края и органом местного самоуправления края. Ключевыми вопросами, в рамках которых необходимо просвещать гражданских и муниципальных служащих, являются: получение подарков; уголовная ответственность за дачу и получение взятки; конфликт интересов и механизм его урегулирования; выполнение иной оплачиваемой работы; информирование о замеченных фактах коррупции и т.д.

Одной из целей правового просвещения по противодействию коррупции является информирование о предусмотренных законодательством мерах ответственности. Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержат целый перечень должностных преступлений, которые относятся к группе коррупционных. Гражданские и муниципальные служащие обязаны знать перечень этих преступлений, особенности их квалификации, меры профилактики и предупреждения их совершения. В связи с этим Минтрудом России подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 21 марта 2016 г.                   № 18-2/10/П-1526).  

Не меньшую значимость имеет регламентация урегулирования конфликта интересов на гражданской и муниципальной службе. Четкое знание всех аспектов конфликта интересов, его социальной и правовой природы – основа антикоррупционного просвещения гражданских и муниципальных служащих. Данные ситуации периодически возникают на гражданской и муниципальной службе и должны быть правильно разрешены, а также по возможности предупреждены.

Отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата Правительства Ставропольского края разработан и направлен в органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления края обзор ситуаций конфликта интересов на гражданской и муниципальной службе и рекомендации по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

Антикоррупционное просвещение должно осуществляться также через информирование об иной оплачиваемой работе и ее ограничениях на гаржданской или муниципальной службе. В соответствии с законодательством гражданский/муниципальный служащий вправе заниматься иной оплачиваемой работой, если это не влечет конфликт интересов. Письмо Минтруда России от 21 марта 2016 г.                                № 18-2/10/П-1526 регламентирует отнесение коррупционных правонарушений на государственной службе к значительным проступкам в случае представления недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Следует уделять внимание ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Вопросы наличия или отсутствия конфликта интересов при выполнении иной оплачиваемой работы целесообразно рассматривать на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии по урегулированию конфликта интересов), образованных в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края.

Неотъемлемая часть антикоррупционного просвещения – дополнительное профессиональное образование гражданских и муниципальных служащих.

Законодательством о государственной и муниципальной службе и законодательством об образовании предусмотрены две основные формы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих – профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. №34) одобрены Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих», разработанные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Методические рекомендации).

Методическими рекомендациями определены категории государственных служащих для проведения специального обучения по антикоррупционной тематике, а также формы дополнительного образования, которое дифференцировано по времени реализации программ (краткосрочные программы повышения квалификации с общими или специальными антикоррупционными модулями, продолжительностью        18-72 часа; специализированные программы повышения квалификации по антикоррупционной тематике продолжительностью от 73 до 144 часов; программы профессиональной переподготовки (более 500 аудиторных часов) с модулями антикоррупционного образования).

Краткосрочные программы повышения квалификации антикоррупционной тематики должны содержать три обязательных модуля:

природа коррупции как социального явления;

правовые основы противодействия коррупции;

антикоррупционные положения законодательства о государственной службе.

Среднесрочные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки должны содержать расширенный перечень антикоррупционных модулей. Помимо вышеуказанных общих модулей, в программы включаются еще несколько модулей, которые формируют у обучающихся не только знания в области профилактики и противодействия коррупции, но и навыки и умения антикоррупционного поведения.

Программы обучения членов комиссий по урегулированию конфликта интересов включают в себя также вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, соблюдения кодексов типовой этики государственных служащих, а также реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

Специальная тематика семинаров антикоррупционной направленности предусмотрена для государственных служащих, проводящих антикоррупционную экспертизу. Она включает в себя вопросы осуществления антикоррупционной экспертизы, разработки антикоррупционных стандартов, а также коррупциогенности различных факторов, возникающих на государственной и муниципальной службе.

В качестве практического пособия для подразделений (должностных лиц) кадровых служб органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе в вопросах формирования антикоррупционных стандартов поведения необходимо использовать разработанные аппаратом Правительства Ставропольского края и направленные в органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления края методические рекомендации по обеспечению соблюдения гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и реализации комплекса мер по формированию у гражданских и муниципальных служащих отрицательного отношения к коррупции.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».